Новые подробности о «гамма-ножике», используемом вместо скальпеля

Новый для России хирургический инструмент, гамма-нож, показали журналистам в НИИ им. Н. Н. Бурденко в четверг, 2 июня (кратко об этом мы уже писали). Ножом он называется условно, поскольку это лишь множество лучей из 192 источников излучения кобальта-60, сходящихся в одной точке. Гамма-лучи в ряде ситуаций могут заменить операционный нож.

Этот гамма-нож – единственный инструмент в нашей стране, позволяющий неинвазивно оперировать опухоли головного мозга. За рубежом радиохирурги его применяют уже почти полвека. Всего в мире примерно 300 таких установок: из них около 100 – в США, 50 – в Японии, 5 – в Германии. С помощью гамма-ножа можно оперировать 1200 пациентов ежегодно. В Москве, на запуске установки, собрались ведущие радиохирурги мира: Жан Режис (Франция), Бодо Липитц (Великобритания), Дан Лекселль (Швеция) и другие. Представлял установку заведующий отделением радиологии и радиохирургии НИИ им. Н. Н. Бурденко, профессор, доктор медицинских наук Андрей Голанов.

1-lentochka600.jpg Рис. 1. Известный шведский радиохирург Дан Лекселль, сын изобретателя установки Leksell Gamma Knife Perfexion, на торжественной церемонии запуска в НИИ им. Н. Н. Бурденко.

За несколько минут до сложнейшей операции на головном мозге нас проводили в предоперационное помещение, где установлены мощные компьютеры. Именно с их помощью происходит самое главное – планирование операции, расчёт всех дальнейших действий и контроль над проведением необходимых манипуляций.

3-kostjuchenko600.jpg Рис. 2. Медицинский физик Валерий Костюченко проводит планирование операции на установке гамма-нож.

Планирование – самый сложный этап, сама операция, облучение, проходит уже в автоматическом режиме.

В операционной остаются только двое – пациент и установка, так называемый гамма-нож. Простота, отсутствие видимых манипуляций и медицинского персонала не вводят в заблуждение. Здесь идёт сложнейшая операция на высокоточном оборудовании.

6-ramka600.jpg Рис. 3. Перед операцией пациенту Николаю Вилкову надевают на голову фиксирующую раму.

Профессор Андрей Голанов рассказал, что, прежде чем делать такую операцию, необходимо найти действительно убедительные аргументы, ведь у метода есть ограничения. Например, размер опухоли не должен превышать 3,5 сантиметра в диаметре, играет роль её расположение и ряд других факторов. Когда решение об операции принято, делают ЯМР-томограмму головного мозга не ранее чем за сутки до неё. Затем с помощью компьютерной программы прямо по томограмме планируют операцию, рассчитывая направление радиоактивных лучей и поглощённую дозу радиоактивного излучения, которая должна составлять не более 12 Грэй на поверхности опухоли. Такая доза не наносит повреждения тканям мозга. Внутри опухоли, там, где лучи сойдутся, поглощённая доза будет в два раза выше – 24 Грэй, что окажет терапевтический эффект. При этом клетки опухоли не убивают – просто останавливают их рост, а в дальнейшем они сами постепенно отмирают. Причём скорость отмирания прямо зависит от скорости роста опухоли: злокачественная быстрорастущая опухоль также быстро сходит на нет, а доброкачественная, формировавшаяся много месяцев, исчезает медленно. После операции пациентов наблюдают в течение нескольких месяцев, делая повторные томограммы, а вот выписывают уже через день.

5-iljalov600.jpg Рис. 4. Лечащий врач пациента Сергей Ильялов наблюдает за ходом операции.

На операции присутствовал Сергей Ильялов, лечащий врач пациента Николая Вилкова. Доктор очень внимательно следил за её ходом, поддерживая контакт с больным: ведь пациент всё время находится в сознании. Такая операция длится 10–15 минут в лёгких случаях и 9 часов – при удалении множественных метастазов. При желании пациента ему могут включить музыку.

При клиническом старте установки Leksell Gamma Knife Perfexion присутствовал и представитель её фирмы-производителя, биофизик Геннадий Нейман.

Журналисты были потрясены самообладанием Николая Вилкова, моряка, бессменно проработавшего в Мурманском пароходстве 33 года, согласившегося давать интервью во время операции и после неё (отметим, она длилась полчаса). Когда же сняли специальный крепёж, позволяющий точно фиксировать голову при облучении, Николай поделился, что чувствует себя хорошо и собирается отдыхать после операции на даче, в Калужской области.

7-pacient600.jpg Рис. 5. Николай Вилков и его супруга Антонина через 15 минут после операции.

Его супруга Антонина, находившаяся рядом и поддерживающая мужа в непростую минуту, сказала, что

«операция недешёвая, но стоит того, чтобы жить».

Представители прессы поинтересовались у директора центра «Гамма-нож» Инны Найшевой, в какую сумму обходится такая операция. «230 тысяч рублей, – прокомментировала она. – Но бывают скидки до 15 процентов. Например, часть расходов оплачивает фонд актрисы Чулпан Хаматовой “Подари жизнь”. В США такая операция покрывается медицинской страховкой. Наше оборудование куплено частной компанией “Гамма-нож”, а не государством, поэтому страховка на него не распространяется. По лизингу мы обменяли с доплатой предыдущую установку, которая работала у нас с 2005 года. И это всё равно обошлось нам в очень немаленькую сумму».

Видеоролик о данном «ножичке» можно посмотреть здесь.

Автор: Аксёнова Лариса

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (8 votes)
Источник(и):

Наука и технологии РФ