Могут ли механизмы жить?

Блог компании Sportmaster Lab. Автор: @smlab_stories. Одно из моих guilty pleasure – это нейрофилософия и смежная с ИИ литература, поэтому очень хочется поделиться с вами обзором книги Жильбера Симондона «О способе существования технических объектов». Вдохновилась я также статьей Михаила Куртова с комментариями к этой книге, очень советую ее тоже почитать.

Жильбер Симондон – французский философ, создатель оригинальной философии техники и теории индивидуации. Получил широкую известность в конце XX века, хотя основные его работы были написаны во второй половине 1950-х гг.

meh1.png

Многие, возможно, не слышали об этом философе, а ведь значимость его работ стала особенно очевидной в контексте развития генеративного искусственного интеллекта, ставшего неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Его книги, к сожалению, остались в тени и редко попадают в руки читателей.

Симондон высказывался об искусственном интеллекте еще в 1950-х годах, когда ИИ существовал только в теории. Он утверждал, что различные умные системы, подобные сегодняшнему ChatGPT, могут обрести собственное «существо», и это утверждение оказалось глубоко актуальным для нашего понимания собственной природы и роли человека в этом новом мире.

Французский философ отвергал идею разделения между техникой и культурой, человеком и машиной. Это устаревшее разделение, уходящее корнями в работы древнегреческих философов, до сих пор оказывает влияние на наше отношение к технологии и, следовательно, нашему образу жизни в XXI веке.

Принято рассматривать вопрос о живом и неживом с точки зрения Аристотеля, который делал разграничение между живыми (органическими) и неживыми (неорганическими) сущностями. Аристотель утверждал, что органические существа обладают душой, что отличает их от неорганических объектов, и душа придает им способность к самодвижению и размножению.

meh2.png

В эпоху стремительного технологического прогресса и всеобъемлющего проникновения виртуальных элементов техники в нашу жизнь возникает неотложная необходимость пересмотра нашего взаимодействия с техникой и преодоления ощущения отчуждения, которое скрыто в утилитарном подходе к ней.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр