Ученые синтезировали стекла для использования в медицине и промышленности

Физики Санкт-Петербургского университета совместно с исследователями из других российских научных организаций в лаборатории создали аналог сложных стеклообразных горных пород, которые образуются в результате столкновения Земли и малого космического тела, например, метеорита. Синтезированные вещества в перспективе могут быть использованы в медицине и промышленности.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Magnetochemistry.

Сегодня российские ученые большое внимание уделяют созданию синтетических аналогов природных веществ, которые могут найти применение в медицине, машиностроении, технике и компьютерных технологиях. Одним из видов таких материалов являются импактиты — стеклообразные горные породы с различными включениями (например, с металлическими наночастицами), которые образуются в результате столкновения малых космических тел с поверхностью Земли.

Поскольку эти материалы возникают в экстремальных условиях (сверхвысокие температуры и давление), синтезировать их в лаборатории очень сложно. При этом импактиты обладают рядом полезных физических свойств, благодаря которым в перспективе могут быть использованы при производстве высокопрочных конструкционных и изоляционных материалов для авиа-, ракето- и автомобилестроения, а также в атомной энергетике, металлургии и других областях. Благодаря наличию магнитных наночастиц в таких соединениях, в будущем они также могут найти свое применение в персонализированной медицине, например, для создания компонентов систем записи и хранения информации, а также сенсоров медицинского назначения.

Ученые СПбГУ совместно с коллегами из СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ФТИ им. А. Ф. Иоффе, ДВФУ, Института химии ДВО РАН, а также ИГГД РАН создали «искусственные стекла», содержащие наночастицы оксидов железа, в лабораторных условиях.