Найден способ борьбы с серой плесенью без применения токсичных химикатов

Серая плесень, или серая гниль, заражает ягоды, фрукты и овощи с помощью липидных «пузырьков», которые выделяются благодаря определенному белку, выяснили ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США). Нацеливаясь на этот белок, можно оставить распространение плесени, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Клетки серой плесени выделяют липидные «пузырьки» (или внеклеточные везикулы), в которых содержатся молекулы РНК патогена. Через пузырьки РНК попадают к растению-хозяину и заглушает его гены, которые участвуют в иммунной защите. Так плесень успешно заражает более 1400 различных видов пищевых культур — таких, как клубника и томаты.

Пузырьки на основе липидов не появляются сами собой — за их образование отвечает определенный белок — тетраспанин. Он появляется на поверхности везикул. Если «запретить» плесени производить тетраспанин, она с меньшим успехом сможет выделять и доставлять пузырьки к растениям.

Ранее исследователи также идентифицировала гены, которые позволяют грибку производить малые молекулы РНК. Отключение этих генов, а также тех, что производят тетраспанин, позволит создать новое поколение «РНК-фунгицидов», которые помогут бороться с плесенью без ядовитых токсинов.