Как далеко зашел космический туризм: что происходит с суборбитальными полетами
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Virgin Galactic успешно осуществила свой первый коммерческий суборбитальный полет к орбите, вновь выбившись вперед в борьбе за перспективный рынок. Но по-прежнему остается вопрос: нужен ли космос людям или «хайп» по нему ушел, уступив место искусственному интеллекту и абстрактной next big thing, какой бы она ни была?
Ограниченный успех
Идея суборбитального полета всегда выглядела привлекательной: подняться до уровня линии Кармана (100 км над уровнем моря), по которой принято разграничивать атмосферу Земли и космоса куда проще, чем отправлять космонавта на МКС (около 400 км над уровнем моря). Последнее — дорого и требует длительной подготовки, тогда как «воспарить» на границу космоса можно было в теории без особой подготовки и с помощью куда более дешевых аппаратов.
Именно на это и сделали ставки миллиардеры Джефф Безос и Ричард Брэнсон, компании которых, Blue Origin и Virgin Galactic, в 2021 году успешно достигли желаемых результатов, сделав их основателей первыми суборбитальными туристами. Однако ни одна компания не совершила с тех пор и десяти полетов. Да, они позволили слетать на «суборбиту» даже 90-летнему Уильяму Шетнеру, сыгравшему капитана Кирка в «Звездном пути», и в целом взорвали интернет, породив и скандалы, когда Брэнсону пришлось признавать «фейковость» его велосипедной поездки перед запуском, и мемы, связанные c формой капсулы для космических туристов.
Сегодня Брэнсон празднует победу и временное лидерство. Но Blue Origin также намерена в ближайшее время провести очередной полет, и вопросы о том, насколько востребован такой туризм в целом, остается открытым.
«С суборбитальных запусков начиналась и космонавтика. В СССР запускали собачек на геодезических ракетах, а в Штатах обезьян и астронавтов. Как таковой суборбитальный туризм должен был бы стать первой ступенькой к туризму орбитальному, но случилось наоборот. Первых космических почти-туристов отправляли на шаттлах в 1980-х гг. в США, а потом и Советский Союз дал возможность непрофессионалам слетать на станцию «Мир». Про туристов на МКС и рассказывать не нужно — фамилии все на слуху. В итоге во времена, когда в космос может полететь любой желающий, у кого есть 50 млн долларов, нам заново пытаются продать «прыжковые» полеты в капсулах и страто-термопланах. Люди не хотят платить за «гуглмапс» из иллюминатора и пять минут невесомости несоизмеримо большие деньги. На «гуглмапс» можно посмотреть в телефоне, а полет на невесомость можно совершить гораздо дешевле на обычном самолете-лаборатории», — считает Роман Белоусов, историк космонавтики, автор TG-канала «Pro Космос».
Также он добавил, для появления интереса к такому досугу у среднего класса суборбитальному полету надо сильно подешеветь, «чтобы любой желающий (пусть даже и в кредит) мог себе это позволить», и ценник в $20–50 тыс. — предел для подобного рода развлечений. Но только ли в этом дело?
Космический форс-мажор
Возможное резкое увеличение числа суборбитальных полетов поднимает новые вопросы о безопасности. И риски здесь могут вырасти многократно из-за целого ряда факторов.
«Если начать массовый космический туризм, то возможные риски стоит разделить на три части. Первая из них — это те же самые риски, что и во всей современной пилотируемой космонавтике. Это опасность столкновения с космическим мусором, возможность разгерметизации, нехватки топлива или отказ системы жизнеобеспечения. Вторая и третья часть будут новыми. Часть из них — это те риски, что принесет коммерческое массовое изготовление ракет и космических аппаратов, желание сэкономить на техпроцессе для увеличения прибыли, отсутствие дублирующих систем, которые сейчас являются нормой. Простой пример — отсутствие аварийно-спасательных скафандров на суборбитальных туристах, в отличие от космонавтов. Ну и последнее — это поведение самих туристов, в отличие от профессиональных космонавтов, тут возможно пренебрежение правилами безопасности», — считает научный журналист Михаил Котов.
Печальная иллюстрация рисков коммерческого подхода — судьба глубоководного аппарата Titan компании OceanGate, катастрофа которого унесла в июне этого года жизнь пятерых человек, заплативших за возможность пережить уникальный подводный «экспириенс» $250 тыс.
Да и история суборбитального туризма, говоря откровенно, тоже уже омрачалась: в 2014 году пилот погиб во время тестового полета Virgin Galactic, а Blue Origin только готовится к возобновлению миссий на орбиту после приостановки из-за инцидента в 2022 году. Тогда пуск осуществлялся без людей и существенного ущерба не принес, но компания начала проверку.
При этом космический туризм — не авиация, «отменить» которую невозможно, благодаря чему после очередной катастрофы самолеты продолжают летать как ни в чем не бывало. В случае с суборбитальными полетами так быстро преодолеть кризис доверия вряд ли получится: любая катастрофа на любом аппарате скажется на всей подотрасли. Но перспективы заставляют компании двигаться вперед.
За что боролись?
Полноценное начало эпохи суборбитальных полетов при наличии достаточного спроса сделает такие «туры» доступными для тысяч новых энтузиастов. Найти $450 тыс. на полет с Virgin Galactic куда проще, чем десятки миллионов для тура на МКС. И Брэнсон, Безос или кто бы то ни был еще могут рассчитывать, что их новый бизнес окупится.
По прогнозам экспертов, совокупный доход от суборбитального туризма уже к 2032 году превысит $1 млрд. А это в перспективе не только новые люди на «суборбите», но и ее дальнейшая коммерциализация: реклама в космос пришла еще в 80-е, снять порно на орбите хотели в «десятых». Все эти идеи найдут могут найти новую жизнь уже в ближайшие годы и именно за их реализацией пути в космос могут искать всё новые и новые люди.
Но сбудутся ли прогнозы или коммерческий полет 29 июня войдет в историю как космическо-туристический фальстарт? Покажут только подходы к безопасности и способность бизнеса удерживать внимание общества к своим космическим инициативам.
Пока что суборбитальный турист делает лишь свой первый шаг, который может оказаться огромным скачком для всего человечества.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев