ГМ-пробиотик синтезировал лекарство от ревматоидного артрита прямо в кишечнике. Капсула с бактерией не уступила в эффективности инъекции

Американские ученые научили Lactobacillus reuteri синтезировать блокатор калиевых каналов лимфоцитов, который способен снижать пролиферацию эффекторных T-клеток памяти и, как следствие, воспаление. Как сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ежедневный пероральный прием ГМ-пробиотика значительно уменьшил клинические проявления ревматоидного артрита у крыс.

Биологические препараты — широкая группа лекарств, которая часто применяется для лечения онкологических и метаболических заболеваний, а также хронических воспалительных заболеваний соединительной ткани. Основной преградой для их широкого распространения остается способ введения в организм. Все они вводятся парентерально, с помощью инъекций, что значительно снижает приверженность лечению пациентов, которым такие препараты прописывают часто пожизненно, как, например, при ревматоидном артрите.

Современные методы лечения ревматоидного артрита включают стероидные и нестероидные противовоспалительные препараты, болезнь-модифицирующие антиревматические препараты и модификаторы иммунного ответа — антитела, нацеленные на цитокины и их рецепторы. Такой подход эффективен для снижения воспаления и уменьшения боли, однако он слабо связан с непосредственным патогенезом ревматоидного артрита и повышает вероятность инфекций и онкологических заболеваний. Кроме того, биологические препараты могут быть иммуногенными и стимулировать выработку нейтрализующих антител после повторного введения препарата.

У пациентов с ревматоидным артритом в соединительной ткани суставов обнаруживается большое количество эффекторных T-клеток памяти, ответственных за воспаление. В состоянии покоя эти клетки экспрессируют низкие уровни калиевого канала Kv1.3. Он регулирует потенциал плазматической мембраны и гомеостаз кальция — одного из основных активаторов Т-лимфоцитов. При активации эффекторной T-клетки памяти резко увеличичвается экспрессия Kv1.3, что ведет к повышению уровня кальция в клетке и запуску процесса воспаления.

Белковую молекулу ShK-186 считают мощным и селективным пептидным блокатором Kv1.3. Его успели протестировать на крысах, нечеловеческих приматах, здоровых добровольцах и пациентах с аутоиммунным заболеванием. В испытаниях он показал значимый терапевтический эффект и удовлетворительный профиль безопасности.

Кристин Битон (Christine Beeton) с коллегами из Медицинского колледжа Бейлора модифицировали пробиотическую бактерию Lactobacillus reuteri так, чтобы она синтезировала молекулу, схожую с ShK-186 — ShK-235. Бактерия показывала высокую экспрессию молекулы in vitro, в связи с чем ученые решили провести эксперимент in vivo.