Фабрика сверхтяжелых элементов ОИЯИ произвела пять новых изотопов
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
За время работы Фабрики сверхтяжелых элементов (СТЭ) в Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в 2020–2022 годах впервые в мире были получены пять новых изотопов сверхтяжелых элементов: 264Lr, 286Mc, 276Ds, 272Hs и 268Sg. Тот факт, что за два года работы Фабрики были открыты сразу несколько неизвестных ранее изотопов, указывает на то, что это передовой исследовательский комплекс, задающий новые стандарты в области синтеза и изучения свойств сверхтяжелых элементов.
Лоуренсий-264 был получен в ходе первых экспериментов на Фабрике СТЭ по синтезу изотопов московия в реакции 48Ca+243Am. Время жизни нового нуклида составило около пяти часов. Этот эксперимент повторял реакции, которые уже изучались ранее, и не только в ЛЯР, но и в научных центрах Германии, Японии, США.
«В первом же эксперименте, в этих, казалось бы, известных и хорошо изученных реакциях, мы увидели новый изотоп лоуренсия-264. Для нас это было показателем того, что Фабрика сверхтяжелых элементов действительно работает так, как было задумано, и превосходит по своим возможностям установки предыдущего поколения», — прокомментировал ученый секретарь ЛЯР ОИЯИ Александр Карпов.
Он добавил, что наиболее важным фактором, повлиявшим на открытие лоуренсия-264, стали хорошие фоновые условия в фокальной плоскости первого сепаратора Фабрики, DGFRS-II (Dubna Gas-Filled Recoil Separator) – он способен чрезвычайно эффективно отсеивать события, не имеющие отношения к синтезу сверхтяжелых элементов. По словам ученого, прежде считалось, что распад московия-288 идет по цепочке нескольких альфа-распадов и завершается спонтанным делением дубния-268 примерно через сутки. Однако ученым ЛЯР удалось установить, что почти в половине случаев дубний действительно делится, а в оставшихся ~50% случаев — испускает альфа-частицу, образуя лоуренсий-264, который до этого не наблюдался. Было зафиксировано около 50 событий образования 264Lr из 110 событий 288Mc.
Еще одна сильная сторона Фабрики СТЭ – ее высокая производительность, что позволяет гораздо быстрее набирать статистику. Таким образом, за один эксперимент иногда удается изучить реакцию при нескольких энергиях пучка, работая при этом с предельно низкими сечениями (вероятностями) синтеза, что создает возможность получения абсолютно новой информации. Так, в 2021 году на Фабрике СТЭ было получено одно событие образования нового изотопа – московия-286, чье время жизни составляет всего 20 миллисекунд.
«Мы смогли обнаружить этот изотоп именно благодаря тому, что теперь статистика набирается кратно быстрее, чем было до сих пор», — отметил Александр Карпов.
В эксперименте 2022 года использовалась реакция, которая еще не изучалась нигде в мире, – взаимодействие пучка кальция-48 с мишенным материалом тория-232. В этой комбинации были получены сразу три неизвестных ранее изотопа: дармштадтий-276 (шесть событий), хассий-272 и сиборгий-268 (по два события). Оказалось, что дармштадий-276 за доли миллисекунды испытывает альфа-распад в хассий-272, а хассий, в свою очередь, через сто миллисекунд претерпевает альфа-распад в сиборгий-268, который в течение 10–15 секунд спонтанно делится.
Основная цель этого эксперимента — подготовка к синтезу 120-го элемента Периодической таблицы. Теория предсказывает, что для реакции кальций – торий ожидалось минимальное сечение. Сечения в реакции с кальцием-48 возрастают как при перемещении к более легким элементам, так и к более тяжелым. А для 110-го элемента, дармштадтия, теорией предсказывался его минимум.
«Попытаться на Фабрике синтезировать ядро, для которого ожидается выживаемость даже ниже, чем для 120-го элемента, было очень важно, чтобы продемонстрировать, что мы можем проводить эксперименты с очень низкими сечениями. Ниже, чем мы работали до сих пор. И этого тоже удалось добиться», — пояснил Александр Карпов.
Второе обстоятельство, по которому важно было провести исследование, – то, что изотопы 120-го элемента, которые могут быть получены в одной из возможных реакций синтеза, будут проходить по цепочке распада через дармштадтий-276, хассий-272 и сиборгий-268.
«Поэтому очень важно было получить эти ядра отдельно, изучить их свойства, чтобы потом, при наблюдении событий синтеза 120-го, у нас была твердая убежденность, что мы правильно идентифицируем ядра», — уточнил Александр Карпов.
Сепаратор DGFRS-II
Весной 2023 года в ЛЯР ОИЯИ планируется продолжить исследование реакции кальций – торий, но уже при большей энергии пучка. Можно надеяться как на уточнение свойств только что открытого дармштадтия-276, так и на синтез других, пока еще неизвестных изотопов этого элемента, а именно дармштадтий-275 или дармштадтий-274.
«За два года работы мы смогли получить целых пять новых изотопов – это говорит о том, что Фабрика СТЭ действительно комплекс экстра-класса для синтеза и изучения сверхтяжелых элементов», — подчеркнул ученый секретарь ЛЯР. Параметры как ускорителя, так и сепараторов Фабрики изначально были адаптированы для максимально эффективного решения задач в области физики и химии сверхтяжелых элементов. «В этот ускорительный комплекс вложен весь наш опыт по созданию ускорителей и сепараторов, который был накоплен за предыдущие десятилетия, с учетом всех идей по улучшению параметров установок. По сути, мы выложились на все 100 процентов», — сказал Александр Карпов.
Преимущество специализированного комплекса еще и в том, что ученые ЛЯР имеют возможность работать на нем практически круглогодично, тогда как время сеансов на ускорительных комплексах в других научных центрах приходится делить между исследовательскими группами, работающими в разных направлениях.
«Мы имеем преимущество как во времени, так и в доступе к материалу мишеней и материалу, формирующему пучок. Ускорительный комплекс Фабрики сверхтяжелых элементов по всем показателям сейчас действительно лидер в мире», — резюмировал Александр Карпов.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев