VR-трансформация образования
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Евгений Кузнецов. Технология виртуальной реальности существует уже несколько десятилетий, но только сейчас продукты на ее основе становятся доступными и востребованными для рядовых пользователей. И одной из наиболее целесообразных сфер для применения VR является образование. Посмотрим, почему виртуальная реальность может изменить будущее образования.
Главной особенностью VR является иммерсивность, то есть погружение пользователя в виртуальное трехмерное пространство, позволяющее пользователю взаимодействовать с некоторыми его элементами. Это достигается посредством не самого хитрого устройства – VR-очков. В них на каждый глаз выводится отдельное изображение, а наш мозг их совмещает и ему кажется, что он находится в таком же трехмерном мире, как наш реальный.
Конечно, это не все, очки могут иметь также системы камер и датчиков для определения тела в пространстве, трекинга рук, работы в режиме смешанной реальности и т.д. Но это отдельная тема. Важно тут то, что с помощью этого создается эффект максимального погружения в искусственную реальность.
Благодаря этому, у VR есть важные преимущества в качестве инструмента для обучения:
- Наглядность. Виртуальная реальность позволяет рассмотреть объекты, которые в реальной жизни рассмотреть очень сложно или невозможно, например, другие планеты или черные дыры, глубины океана, работу скелетных мышц человека, работу нейронов мозга, жизнь микроорганизмов и многое другое. Все ограничено только воображением создателей и имеющимися научными данными.
- Сфокусированность. В виртуальном мире пользователя ничего не отвлекает, он полностью сосредоточен на исследовании нужных объектов или событий.
- Вовлечение. Благодаря виртуальной реальности, человек не просто читает о событиях в книге (например, в учебнике истории) – он становится участником этих событий. Кроме того, с помощью VR и геймификации можно сделать увлекательным изучение стандартных законов, теорем, тем, решение задач.
- Экономия. В виртуальной реальности можно проводить химические и физические опыты, изучать анатомию человека и животных, зайти внутрь египетских пирамид без затрат на реагенты, дорогие оборудование, макеты и билеты в Египет. Можно хоть Адронный коллайдер посетить, не выходя из комнаты. И это важный момент. Я учился в маленькой сельской школе и у меня не было возможности проводить опыты, просто не было нужного оборудования. А очень хотелось. Жаль тогда не было VR.
- Безопасность. В виртуальной реальности можно творить все, что угодно без риска для здоровья или имущества. Все, что было в VR, остается в VR.
Но это все хорошо, скажите вы, а кто-то реально уже применял VR в образовании или это все только красивые слова? Ответ – ДА.
В Йельском университете удачно протестирована VR-тренировка проведения хирургической операции на желчном пузыре. Группа, использующая VR, была на 29% быстрее и в 6 раз реже допускала ошибки.
В Пекине было проведено исследование «Влияние виртуальной реальности на академическую деятельность». Детям преподавали одну и ту же дисциплину, но одной группе – классическим методом, а второй – с использованием VR. По итогу был проведен тест. Первая группа оказалась успешной на 73%, а вторая – на 93%. Кроме того, VR-группа показала более глубокое понимание темы и лучше закрепила полученные знания (по результатам теста спустя две недели).
В 2018 году студенты-антропологи из Кембриджа и ученики класса из Восточного Китая исследовали символы, нарисованные вдоль гробницы на плато Гиза. Ничего необычного. Вот только две группы были в совершенно разных частях света и ни одного человека – непосредственно в Африке. Это стало возможным благодаря VR-программе rumii, разработанной компанией Doghead. В ней был создан виртуальный класс и загружены трехмерные модели исследуемых объектов. А студенты управляли своими виртуальными аватарами, будучи за тысячи километров от реального места исследования.
Радует то, что существует очень большое количество проектов, направленных на обучение в виртуальной реальности. Конечно, они разного качества, но ведь и Windows не сразу стала самой популярной операционной системой.
Например, компания VirtualSpeech предоставляет возможность потренироваться выступать перед виртуальной аудиторией. Кстати, очень крутой кейс, как по мне. Вообще, думаю, что VR в психологии – это целая отдельная ниша, которая требует внимания.
А в некоторых российских наших школах применяется продукт от компании Modum Lab, который позволяет изучать физику и делать физические опыты в виртуальной реальности. И подобных примеров немало, даже у Microsoft есть проект для изучения анатомии человека, который применяется в медицинских вузах.
Согласно исследованию компании IMARC Group, к 2027 году рынок VR должен вырасти до 36 млрд. долларов. Технология виртуальной реальности будет становиться все более популярной благодаря технологическому прогрессу. Пока что, технология обладает определенными недостатками. В шлеме пока сложно просидеть даже 45 минут, не говоря нескольких часах. Да графика пока значительно отстает от графики в видеоиграх. Но 2021 год стал бустером для сферы виртуальной реальности, множество компаний занялись исследованиями как в области выпуска программного обеспечения, так и девайсов для виртуальной реальности. Например, одна запрещенная в РФ организация не так давно показала кучу прототипов VR-гарнитур. А еще есть Apple, Xiaomi и другие.
А ведь не стоит забывать про бум в области разработки многопользовательских социальных платформ, которые все стали называть метавселенными. Есть мнения, что многие привычные нам процессы, например, получение образования, перейдут в метавселенные (хотя бы частично). Особенно, в этой направлении активен Китай – в Шанхае открылся «Объединенный исследовательский институт метавселенной и виртуально-реального взаимодействия».
Если все объединить, то мы можем получить не просто проведение виртуальных опытов, виртуальные учебные курсы и полное погружение студентов в учебную программу с помощью иммерсивности и геймификации. Возможно, студентам будущего даже не нужно будет выходить из дома, чтобы встретиться с одногруппниками и преподавателями. Да, онлайн-курсы есть и сейчас, но это совсем другой уровень. А вы как считаете, это реальный сценарий образования в будущем?
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев