Стимуляция нейронов позволила полностью парализованным людям снова ходить

Через пять месяцев после лечения участники эксперимента снова могли самостоятельно ходить, используя лишь ходунки для устойчивости. Эти результаты стали возможны благодаря открытию специфической подгруппы нервных клеток, которые соединяют двигательные и сенсорные нейроны. Продолжая подробно изучать остальные вовлеченные в этот механизм клетки, ученые планируют восстановить пищеварительную, репродуктивную и другие поврежденные функции организма.

Тяжелые травмы спинного мозга приводят к нарушению связей между головным мозгом и нервными клетками в нижней части позвоночника, которые контролируют моторную функцию. В 2018 году ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны продемонстрировали, что эпидуральная электростимуляция спинного мозга, активируемая с помощью импланта в позвоночнике, в сочетании с интенсивными тренировками может вернуть навыки ходьбы.

В новом исследовании ученые расширили возможности лечения благодаря открытию в работе специфических нервных клеток, пишет Nature.

Измеряя активность генов в тысячах отдельных нейронов в образцах спинного мозга мышей, ученые получили очень подробную карту типов нервных клеток в нижних отделах спинного мозга. С помощью искусственного интеллекта они оценивали изменения активности генов на разных этапах реабилитации и вскоре идентифицировали подгруппу нервных клеток, соединяющих двигательные и сенсорные нейроны. Выяснилось, что их блокировка полностью подавляла эффективность стимуляции.

Новый целевой подход протестировали среди участников с полным параличом и отсутствием какой-либо чувствительности в ногах. Через пять месяцев обездвиженные пациенты снова получили возможность самостоятельно выдерживать свой вес и ходить при помощи ходунков для устойчивости.

Вероятно, стимуляция запускает ремоделирование спинномозговых нейронов, чтобы вернуть двигательную функцию в нормальное состояние, считают авторы.

В настоящее время исследования продолжаются — травмы спинного мозга также приводят к потере контроля над мочевым пузырем и кишечником, поэтому пациентам также остро необходимы методы для восстановления этих функций. Аналогичным образом ученые планируют искать целевые нервные клетки и тестировать эффект от стимуляции. После доклинических испытаний исследования с участием пациентов планируется начать в 2024 году.