Ложная философия Матрицы
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании RUVDS.com. 90-е годы прошлого века в культурном плане стали подходящим завершением для всего столетия. Авторы говорили на темы технологического будущего более уверенно, превознося или ругая прогресс, идя нога в ногу с научным позитивизмом или же отрицая технологии, пускались в метафизические и эзотерические учения. Если присмотреться, то многие произведения той эпохи имеют мрачный, грязный тон.
В музыке — Massive Attack и Nirvana пели о зависимостях и трудности жизни в бедности, в книгах Чак Паланник и Девид Фостер Уоллес — писали о потере личности в мире, состоящем из рекламы и развлечений. А в кинематографе доминировали мрачные боевики и фильмы ужасов, для которых тема технологий стала основной.
Матрица и девяностые
Тогда ещё братья Вачовски были киноманами с самого детства, а ещё фанатели по восточным единоборствам и комиксам. Когда оба стали старше, они решили променять обычную жизнь студентов на предметы своей страсти — комиксы и кино. Добиваясь возможности снять именно то, что они хотят, Вачовски пришлось столкнуться с недоверием студий и буквальным уничтожением одного из своих первых фильмов — но после картины “Связь”, будущему проекту мечты был дан зелёный свет. В марте 1999 года выходит “Матрица” и остальное уже история. Гигантские сборы, мировое признание и слава для актёров, а также разрешение на производство сиквелов — всё, о чём могут мечтать создатели для своего детища, было у Вачовски.
Но для многих будет открытием то, что идея “Матрицы” выросла из французского философского труда, который, по мнению многих исследователей, диктует поведение общества уже несколько десятилетий и как автор сего труда открещивался от своего невольного детища.
Бодрийяр и его симулякры
Жан Бодрийяр является важнейшей личностью в философии конца 20 столетия — начала 21. Чем сильнее наше общество погружалось в консьюмеризм, зависимость от технологий и рекламы, тем сильнее это пытались подчеркнуть социологи и философы, стремясь запечатлеть этот момент в своих работах, и предсказать дальнейший вектор развития цивилизации, и Жан был одной из главных таких фигур.
Бодрийяр известен по таким работам как “Общество потребления”, “Система вещей”, “Совершенное преступление”. Пожалуй, главный его труд, “Симулякры и Симуляции”, о котором сегодня и пойдёт речь, вышел в 1981 году и повлёк массу споров между представителями разных идей и школ, что не помешало стать ему одной из определяющих книг для всей современной эпохи.
Что же такого придумал этот француз? Главный его концепт — Симулякр, означает копию того, чего нет, репрезентацию несуществующего. Звучит запутанно и даже бессмысленно, но если задуматься о стандартных вещах, окружающих нас сейчас, то большинство из них попадёт под это определение. Фотография — один из главных “симулякров”, ведь она может запечатлеть то, чего уже не существует или может быть изменена посредством ПО и представлять то, чего никогда не существовало. И неважно, на чём эта фотография базируется, ведь сама фотокарточка у нас есть, и она представляет уже нечто новое.
Тоже самое касается, например, профилей в социальных сетях. Откуда вам знать, что фото человека на аватарке страницы — действительно отражает этого человека, как и его посты, и информация в профиле? Тем не менее этот профиль уже является отдельной сущностью, наполненной знаками и символами, на которые мы ориентируемся, чтобы сделать выводы из просмотра этой странички в интернете.
Тема “знаков” и “символов” основополагающая в топике симулякров. Бодрийяр постулировал, то что наша бывшая, реальная “реальность” заменяется на бесконечные знаки, продвигаемые через СМИ, рекламу и пропаганду. То, как мы представляем идеальное жильё, что для нас идеал красоты, из чего состоит идеальный завтрак; что мы чувствуем из-за того или иного события, от выпуска новой линейки бургеров в сетевой забегаловке, до ужасающих трагедий мировых масштабов — диктуется нам через символы, заменяя “объективную” реальность и устоявшиеся нормы мира и морали.
Классический пример симулякра — это тыквенный латте из “Старбакса”. Напиток пользуется популярностью по всему миру, и особенно в Америке, где осенний сезон неразрывно связан с тыквами и Хеллоуином. Вот только в самом латте тыквы нет — знакомый вкус выводится из смеси вкусовых добавок. Тем не менее рекламные баннеры с напитком украшены тыквами и ведьмиными шляпами, держа в головах людей образ осеннего праздничного сезона. Есть там реальная тыква или нет, уже неважно.
Другой пример приведён самим Бодрийяром в книге “Войны в заливе не было”. Помня негативный опыт Вьетнамского конфликта, правительство Америки жёстко контролировало СМИ, через них и собственную пропаганду подробно освещая все события с выгодной для Пентагона точки зрения. Впервые жители США увидели военные действия в прямом эфире (для этого были задействованы три крупные телесети), наблюдая за работой авиации и солдат с нужных углов. Эта “Телевизионная война” помогала поднять дух простых граждан, которые видели только то, что должны были видеть, по мнению правительства, и то, что там было на самом деле, даже если и вскроется спустя какое-то время, уже будет неважно.
Сами же солдаты выполняли задачи на высоком уровне автоматизма, ибо задолго до начала конфликта тренировались на авиасимуляторах. Потому для них действия в реальности стали продолжением компьютерной симуляции, буквально симуляцией симуляции. За подобный стиль тренировки и ведения боя у этих солдат, война в заливе была названа в СМИ «Нинтендо Войной».
Матрица Платона
Братья Вачовски в какой-то момент ознакомились с идеями француза и решили построить фильм вокруг названных выше идей. Перед съёмками они встречались с Бодрийяром, а сама книга попала в фильм (Нео открывает её на главе “Нигилизм”). В первоначальной версии сценария, Морфиус, объясняя концепт Матрицы Нео, даже называл имя философа, отчего впоследствии решили отказаться.
Но после выхода картины сам Жан во время интервью признавался, что его — фильм Вачовски не впечатлил и что его идеи в нём трактуются неправильно. Почему так?
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев