Кластерные полиоксометаллаты собрались в двумерные пористые структуры

Химики из Китая обнаружили, что полиоксометаллаты, содержащие редкоземельные металлы, могут собираться в плоские пористые структуры. Они оказались более эффективными катализаторами эпоксидирования алкенов, чем мономерные кластеры, за счет эффективной делокализации электронов в слое, пишут ученые в журнале Nature Chemistry.

Полиоксометаллаты — кластерные анионы необычного строения. Как правило, в них содержится атом неметалла (чаще всего кремний или фосфор), атомы металла (молибден, вольфрам, редкоземельные металлы) и атомы кислорода. Эти анионы могут иметь очень разные причудливые структуры, и для удобства химики разделили их на несколько типов. Наиболее распространенный из них — полиоксометаллаты структуры Кеггина. Они имеют общую формулу аниона [XM12O40]n−, где X — атом неметалла, а М — атом металла.

Химики под руководством Ван Сюня (Xun Wang) из Университета Цинхуа обнаружили, что если в полиоксометаллате с формулой [PW12O40]3− заместить часть атомов вольфрама на атом неодима, можно получить слоистые двумерные структуры, в которых полиоксовольфрамат-анионы объединяются друг с другом с помощью координационных связей с кислородом.