От мысленных экспериментов — к квантовому компьютеру

Ричард Фейнман предложил идею квантовых компьютеров не так давно, всего 40 лет назад, и она тогда казалась совершенно поразительной, хотя на столах у многих уже стояли персональные компьютеры. Но вот воплотить в жизнь смелые идеи Фейнмана и Юрия Манина оказалось куда сложнее, чем думали. Больше двух десятилетий ученые и инженеры по всему миру потратили, исследуя различные варианты воплощения квантовых битов «в железе».

Если первая квантовая революция начала ХХ века была, по сути, революцией человеческих представлений об устройстве микромира, то стоящая сейчас на пороге вторая квантовая революция — результат синтеза квантовых парадоксов и высоких технологий. Синтез этот, кстати сказать, произошел относительно недавно, каких-нибудь 20–30 лет назад.

Правда, первые мысленные эксперименты, демонстрирующие во всей красе парадоксальность квантового мира (то, что действующие в нем законы неприменимы к привычному нам миру «больших» вещей), зародились в результате жарких споров между отцами-основателями квантовой механики еще в 1930-х. Интересно, что споры эти касались не математического аппарата квантовой механики, который к тому времени был практически закончен, а ее попыток истолковать странные законы микромира на привычном нам языке объектов макромира.

Действительно, потребность в интерпретации квантовой механики встает только при ее контакте с окружающим нас макромиром. Иными словами, проблема возникает, когда квантовые объекты начинают взаимодействовать с классическими (например, измерительной аппаратурой в лаборатории), что приводит к коллапсу квантовой волновой функции в одно из возможных классических состояний. Эта так называемая проблема измерения разделила физиков, уже совершивших переход в лоно квантовой теории, на два лагеря.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Naked Science