Умная доставка лекарств и спасение животных

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова, ФКНЦ Физико-химической медицины и Университета Ноттингем Трент (Соединенное Королевство) исследовали способность карбоната кальция связываться с компонентом слизистой оболочки.

Результаты работы ученых помогут создать средство адресной доставки лекарств. Исследование опубликовано в Journal of Colloid and Interface Science.

Внутренняя поверхность большинства органов человека и животных выстлана защитной слизистой оболочкой, которая предохраняет от высыхания, а также обладает бактерицидными свойствами. То есть слизистая выступает барьером, который защищает организм от вредного воздействия окружающей среды.

Иногда эта природная защита играет против нас и не позволяет лекарственному веществу проникнуть внутрь, например, при рассасывании таблеток под языком или при использовании назальных спреев. Чтобы помочь лекарству дойти до цели, ученые разрабатывают специальные мукоадгезивные субстанции — вещества, способные прилипать к слизистым оболочкам муколитической природы, которыми выстланы глаза, ротовая полость, органы ЖКТ, дыхания и другие.

Ученые выделяют два поколения мукоадгезивных веществ. Первое поколение мукоадгезивных полимеров — синтетические или полусинтетические производные целлюлозы и полиакриловой кислоты, которые плохоконтролируемо связываются с мукусом (слизистой). Мукоадгезивные вещества второго поколения — в основном, лектины и гликопротеины — прикрепляются к поверхности мукуса с участием специфических рецепторов. Несмотря на гигантский прорыв в области разработки мукоадгезивных веществ, эти средства доставки не могут считаться достаточно «умными». Зачастую, большая часть лекарственного вещества либо попадает не в очаг болезни, а в здоровье части организма, либо теряет свою лекарственную активность «по дороге», то есть происходит инактивация действующего вещества.

Большинство научных групп, разрабатывающих мукоадгезивные средства доставки, придерживаются двух стратегий: либо модифицируют уже известные мукоадгезивные полимеры, чтобы придать им желаемые свойства, либо «пришивают» эти полимеры к другим «умным» носителям лекарств, например, к наночастицам золота. Такие ухищрения, хотя и могут быть эффективны в лаборатории, но стоят очень дорого, и их внедрение в клиническую практику может оказаться экономически неоправданным.

Исследователи из России и Англии под руководством научного сотрудника кафедры химической энзимологии химического факультета МГУ Дмитрия Володькина в поисках нового средства доставки отошли от привычной концепции полимеров и органических молекул и использовали неорганическое вещество — карбонат кальция, из которого состоит обыкновенный мел.