В туалете МКС обнаружили устойчивые к антибиотикам бактерии

Специалисты NASA обнаружили в пробах, взятых в марте 2015 года в туалете и в зоне тренировок на Международной космической станции, штаммы бактерии Enterobacter bugandensis с генами устойчивости к антибиотикам. Пока эти штаммы не опасны для экипажа, но потенциально они могут стать патогенными, подчеркивают авторы статьи, опубликованной в журнале BMC Microbiology.

Ни один метод не дает стопроцентной очистки космического аппарата и доставляемых на МКС грузов от земных микроорганизмов, которые, таким образом, постоянно оказываются в космосе. Специалисты Лаборатории реактивного движения NASA регулярно исследуют микроорганизмы, обитающие на станции, и впервые обнаружили на борту МКС пять штаммов Enterobacter —это грамотрицательные бактерии, которые живут в почве, сточных водах и в желудочно-кишечном тракте человека. Некоторые виды Enterobacter вызывают тяжелые больничные инфекции у пациентов с ослабленной иммунной системой.

Их генетический анализ и сопоставление с другими 1291 известными штаммами этого рода показали, что они наиболее близки штаммам Enterobacter bugandensis, найденным по крайней мере в трех больницах в США и Танзании. Анализ антибиотикорезистентности бактерий с МКС выявил их устойчивость к цефазолину, цефокситину, пенициллину, оксациллину и рифампину, а риск возникновения на борту станции патогенного штамма с помощью компьютерного моделирования оценили в 79 процентов.

«С учетом обнаруженной множественной лекарственной устойчивости в геномах Enterobacter bugandensis с МКС и повышенного риска патогенности, который мы выявили, эти виды потенциально представляют серьезный повод для изучения в будущих миссиях. Однако важно понимать, что штаммы, найденные на МКС, не вирулентны, то есть не угрожают здоровью человека — за ними просто надо продолжать следить», — сказал первый автор исследования Нитин Сингх (Nitin Singh) из JPL, которого цитирует пресс-служба издательства журнала.