Ограничения в питании - снижение риска почечной недостаточности

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ обнаружили, что уменьшение количества потребляемой пищи обладает защитным действием. Данный метод оказался очень эффективен в борьбе с острым повреждением почек, вызванного ишемией. К сожалению, положительный эффект ограничения питания проявлялся только на молодых животных. Это говорит о том, что старый организм намного чувствительнее к повреждающим факторам, а его адаптивные возможности ограничены и требуют поиска более персонализированных методов лечения. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cells. Работа проводилась при поддержке Российского научного фонда (РНФ).

В последнее время перед учеными все острее стоит проблема старения. Прогресс в области медицины неуклонно ведет к увеличению продолжительности жизни населения. Так, например, за последние 15 лет количество пожилых людей в мире увеличилось почти в 2 раза и уже достигло 900 миллионов человек. К 2050-ому году прогнозируется увеличение этого числа до 2,1 миллиарда. С увеличением продолжительности жизни неизбежно растет и число пациентов с возрастными заболеваниями. В случае острого почечного повреждения примерно 90% больных составляют люди старше 65 лет. Это ставит перед учеными и врачами задачу разработки методов терапии пожилых пациентов.

Надежда Андрианова, первый автор данной работы, рассказывает:

«В терапии почечных заболеваний сейчас остро стоит проблема отсутствия специализированного лечения. Единственным методом, широко использующимся в терапии заболевания почек, является гемодиализ, который действует не на причину болезни, а исключительно на ее последствия. Наш коллектив работает над разработкой подходов, которые действовали бы непосредственно на повреждающий фактор. Мы обратили внимание на один из таких подходов, называющийся «урезание калорийности рациона»*. Суть метода очень проста и состоит в уменьшении потребления количества пищи. Удивительно, но уменьшение количества потребляемой пищи на треть от обычного рациона оказалось способно сохранить функцию почек в условиях такого тяжелого повреждения как ишемия (инфаркт почки). Положительное действие начинает проявляться всего через месяц после ограничения калорийности питания».* Интересно, что полное голодание в течение 3 дней оказалось абсолютно неэффективно в защите почек. Таким образом, в этом вопросе не нужно доходить до крайностей».

Урезание калорийности рациона – известный метод, который успел зарекомендовать себя с положительной стороны при различных заболеваниях. Более того, показано, что урезание калорийности рациона является подходом, значимо увеличивающим продолжительность жизни многих животных. В настоящий момент ведутся исследования, направленные на доказательство эффективности данного метода для продления жизни приматов, в частности, человека.

Руководители этого исследования, профессора МГУ Егор Плотников и Дмитрий Зоров, так комментируют статью:

> «Наша работа интересна в нескольких аспектах. Во-первых, мы показали, что уменьшение количества потребляемой пищи ведет к защите почек от повреждения. В экспериментах мы использовали животных разного возраста и выяснили, что эффективность разработанной методики постепенно ухудшается при старении. Это говорит о том, что у старых организмов защитные пути работают не совсем корректно и требуются дальнейшие исследования для улучшения существующей методики. Возможно старому организму требуется более длительный период ограничения питания, чтобы положительные эффекты проявились в полной мере. Во-вторых, нами была предпринята попытка найти молекулярные механизмы, которые ответственны за появление защитного эффекта у молодых животных и за его отсутствие у старых. Наши эксперименты привели нас к выявлению роли процесса аутофагии в защите почки. Этот процесс очень важен для организма и постоянно происходит во всех тканях и органах, его основная задача – утилизация поврежденных компонентов в клетках. Мы показали, что этот процесс хуже работает у старых животных, что приводит к накоплению плохо функционирующих молекул и органелл. Это может служить причиной потери защитного эффекта урезания калорийности рациона».

В дальнейшем ученые планируют начать разработку методов, подходящих для терапии почечного повреждения именно у пожилых людей, а также подробно разобраться в различиях молекулярных механизмов заболеваний почек, возникающих с возрастом.