Иммунитет может мешать редактировать геном людей

Неудачи при редактировании генома с помощью CRISPR могут быть связаны с иммунитетом человека. Оказалось, что иммунные клетки реагируют на белок Cas9, который используется в этом методе, поскольку этот белок есть в клетках распространенных бактерий стрептококков. Статья опубликована в журнале Nature Medicine.

На систему редактирования генома CRISPR/Cas9, которую также называют молекулярными ножницами, возлагают большие надежды в плане лечения наследственных заболеваний. С помощью CRISPR/Cas9 отредактировано уже немало геномов различных животных и растений, тем не менее изменять человеческие клетки оказалось намного труднее — при этом появлялись непредвиденные и нежелательные мутации. Для того чтобы полностью оценить риски использования этой технологии на людях, у нас пока еще слишком мало информации.

В новой работе ученые из Медицинского центра Шарите (Германия) установили, что иммунитет людей реагирует на белок Cas9 как на чужеродный агент, который нужно нейтрализовать. «Часть системы CRISPR/Cas9 — белок Cas9 — получена из бактерий стрептококков, — комментирует руководитель коллектива авторов Майкл Шмук. — Так как стрептококковые инфекции обычны для людей, мы предположили, что иммунитет может «помнить» Cas9».

В рамках исследования ученые смогли найти практически у всех изученных здоровых людей тип иммунных клеток, T-лимфоцитов, которые реагировали на белки семейства Cas. Близкие белки из других бактерий, например стафилококков или обитателей желудочно-кишечного тракта, также вызывали иммунный ответ.

«Эти иммунные клетки могут быть причиной нежелательных эффектов при генной терапии, могут ухудшать эффективность и безопасность технологии, — поясняет ведущий автор работы Димитрос Вагнер. — Это может относиться и ко всему методу CRISPR/Cas9, и мы должны быть готовы к этому».