Ученые обнаружили микроб, питающийся токсичными соединениями

Ученые нашли микроорганизм, использующий для роста токсичные соединения цианаты, и установили его роль в круговороте азота в природе, рассказал корр. ТАСС ведущий научный сотрудник Агрофизического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге Александр Галушко.

«В этой работе было впервые показано, что микроорганизмы могут метаболизировать цианаты и расти за счет этого» – сказал Галушко.

Цианаты – это производные циановой кислоты, он токсичны, хотя и намного меньше, чем близкие к ним по составу цианиды, например, цианистый калий. Микроорганизмы, способные питаться цианатами – археи Nitrososphaera gargensis, их часто находят в станциях очистки сточных вод.

Ученые смогли культивировать N. gargensis и показать, что

эти микробы способны размножаться, используя в качестве питательных веществ только цианаты. Сложность эксперимента заключалась в химической нестабильности цианатов, которые быстро распадаются.

Ученым было необходимо не только успеть «скормить» микробам цианаты, но и разделить продукты химического распада этих веществ и их разложения микробами.

«У микроорганизмов, выращенных на цианатах, были проанализированы активные гены. Нам удалось показать, что как раз гены, необходимые для транспорта этого соединения в клетку, и гены, отвечающие за разрушение цианатов, были "включены» у подопытных микроорганизмов", – объяснил ученый.

Также данные об использовании цианата микроорганизмами позволили Галушко и его коллегам расширить представления о взаимодействии микробов в процессе переработки атмосферного азота, одного из ключевых элементов, необходимых для жизни.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

1. tass.ru