Лего-образование и новые навигаторы

-->

В рамках четвёртого дня форума «Открытые инновации – 2015», посвящённого образованию, прошла дискуссия о развитии этого института в будущем. В ней приняли участие руководители различных образовательных проектов и Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Безусловно, сегодня все надежды и опасения, связанные с образованием, лежат в сфере интернета и тех возможностей, которые он предоставляет. Но у спикеров были различные взгляды на их использование.

Первым выступил Фернандо Родригес-Вилла стратегический директор фирмы Knewton, активно использующей данные об образовательном процессе для создания индивидуальных программ обучения. Спикер отметил, что на протяжении всей истории образование становилось всё более массовым, но до недавнего времени это означало всё менее персонализированный подход. По его словам, сегодняшние технологии не только дают доступ всем желающим к наилучшему образовательному контенту, но и делают возможным «запомнить» индивидуальные привычки в обучении и подстроить образовательную программу под особенности каждого студента, как своеобразный конструктор «Лего».

Мысль Родригеса-Виллы продолжил генеральный директор Minerva Project Бен Нельсон. По его словам индивидуальный подход в обучении очень важен. Но не менее, а на самом деле, куда более значимым является то, чему надо учить студентов. Нельсон уверен, что предметный подход в образовании себя изживает, потому что данные сейчас доступны в сети круглосуточно, а конкретные технологические подходы могут меняться. На смену математике и биологии он предлагает взять такие дисциплины, которые развивали бы у студентов критическое мышление, способность посмотреть на проблему с разных сторон. Именно этим и отличается образовательный проект Minerva: там нет лекций, студенты активно участвуют в каждом занятии, решая существующие проблемы из различных областей жизни. Сильнейший конкурс (в среднем вдвое больше, чем в Гарвард) показывает, что учащиеся по всему миру тоже видят в этом смысл.

В свою очередь Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул, что образование – это многогранный процесс, и порой самому студенту в нём сложно разодраться.

Как отметил Министр, человек приходит в систему образования в поисках смысла. Но чтобы понять, чему вообще можно научиться, надо не только видеть, как это делают другие, но и самому практиковать определённые навыки. Эту роль навигатора и выполняют университеты, и сегодня, и сто лет назад, и, скорее всего, в будущем эта роль не сильно изменится.

Объёмы информации, производимой человечеством, не приблизят к цели того, кто не знает, как с ней работать.

«Иммануил Кант сказал: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее напиться». Можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать из нее пользу невозможно без мотивации. В систему образования человек приходит за смыслом, осмысленностью и самоопределением, а не только ради ответов на разовые и сиюминутные вопросы», – сказал Дмитрий Ливанов.

Наконец, старший научный сотрудник Clayton Christensen Institute Хизер Стейкер повторила тезис о необходимости персонализации образовательного процесса. По её словам, этот эффект может быть достигнут с помощью смешанного образования, когда на помощь учителям и традиционным методам приходят новые технологии.

Одно можно сказать с уверенностью: новая степень свободы, которую даёт нам интернет, не может не повлиять и на образовательный процесс. Адресный подход к потребностям студентов даёт новые возможности по воспитанию специалистов будущего. Но путеводитель по этим возможностям для каждого ещё предстоит составить.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Наука и технологии РФ