Нановакцины растворились на дне

Миллиард рублей на создание нановакцин растворился в недрах Плещеева озера.

В июле 2009 года наблюдательный совет РОСНАНО одобрил участие корпорации в проекте по строительству завода по производству нановакцин в Переславле-Залесском Ярославской области. В проспекте проекта анонсировалось производство двух типов вакцин и терапевтических биопрепаратов. Чудесным, без преувеличения, свойствам нановакцин надо посвящать отдельную статью. Отметим лишь, что предлагаемая технология позволяет сократить время получения вакцинных штаммов с 60 до 28 дней, что актуально для разработки вакцин против пандемических штаммов вирусов гриппа и других заболеваний. Это вопрос национальной безопасности.

Коммерческая отдача планировалась впечатляющая — на первоначальном этапе годовой объем выручки завода предполагался около 2 млрд рублей, при работе на полную мощность — около 10 млрд рублей.

Устоять перед такими перспективами РОСНАНО не могло и выделило собственнику научных разработок ООО «НТфарма» 237 млн рублей в оплату 49% доли в уставном капитале совместного предприятия, а также займ в размере 1,063 млрд рублей сроком на семь лет. Перед этим, как и положено, была проведена оценка интеллектуальной собственности «НТфарма», которая, по заключению «Делойт и Туш», составила 147 млн рублей. Кроме интеллектуальной собственности, фармацевтическая компания должна была внести в уставной капитал еще 100 млн рублей.

За научное руководство проектом отвечало ГУ НИИЭМ им. Гамалеи РАМН. В 2009 году планировалось, что завод начнет работать в 2012 году. Но скоро только сказка сказывается…

В 2009 году строительство завода не началось — «НТфарма» согласовывала с руководством Ярославской области земельный участок под завод. Такой участок нашелся в особо охраняемой территории национального парка «Плещеево озеро».


Национальный парк «Плещеево озеро» и город Переславль-Залесский являются ценной природно-исторической территорией национального значения. Жители Переславля-Залесского встретили новость с негодованием. За два дня в городе было собрано свыше 2 тысяч подписей горожан против появления ООО «НТфарма» и прошли бурные митинги. Сейчас, с высоты пятилетней давности, начинает казаться, что эти митинги оплачивало само «НТфарма».

Народ протестует — строить нельзя. К тому же вмешался Роспотребнадзор, так как, по его заключению, строительство предприятия нарушает границы защитной зоны. Время идет, с 1,3 млрд рублей взноса РОСНАНО, положенного в банк, бенефициару «НТфарма» Рустаму Атауллаханову, вполне может капать не менее 11 млн рублей.

Инвесторы не торопились и лишь к осени 2011 года сообщили, что приняли решение перенести строительную площадку в другое место. В какое — никому официально не сообщалось, а то ведь будут следить за стройкой!

Тайна размещения будущего предприятия вскрылась лишь в июне 2012-го (за три месяца до пуска завода по первоначальному плану!), когда в Сети появилась информации о выделении местной электросетью электрической мощности для строительства завода вблизи села Красное Добриловского сельского округа Переславского района.

В июле городские власти выделили «НТфарма» землю под офис и склад в самом Переславле-Залесском (ничего до сих пор неизвестно о его строительстве).

Неисправимые оптимисты из областного правительства продолжали верить в успех предприятия (а куда им деваться?). В рекламном буклете 2013 года говорится о запуске производства нановакцин в 2014 году. Представители компании хвастались, что «в проектах «НТфарма» задействован большой научный коллектив, среди них 11 докторов и 60 кандидатов наук». На сайте «НТфарма» срок указан неопределенно: «Завод строится». Да и команда проекта поскромнее: всего два кандидата биологических наук — Максим Шмаров и Ирина Тутыхина. Остальные доктора и профессора вроде Рустама Атауллаханова и Хачика Саядяна, активно выступавшие ранее от имени «НТфарма», куда-то растворились, видимо, вместе с деньгами РОСНАНО.

Выходит, что Шмарову и Тутыхиной и нести ответ, как минимум, за кредитную часть денег РОСНАНО в сумме 1,063 млрд рублей, выделенную под 15% годовых. Бедняги никогда не расплатятся.

Однако любопытно, чем же реально занимается «НТфарма», кроме выцыганивания денег у доверчивых инвесторов (они еще у малайзийцев 80 млн долларов ухитрились получить). Вот что рассказывает побывавший на собеседовании в компании специалист:

«Был в этой чудо-компании на собеседовании. До сих пор не могу понять, что это было. Когда-то, когда я был молодым и зеленым, я попал на вербовку в контору по сетевому маркетингу, так вот, впечатление от собеседования в «НТфарме» то же самое: Присутствовали двое: женщина и некий вальяжный высокомерный господин кавказской наружности (уж не Рустам ли Атауллаханов собственной персоной? — «Труд»). Он, собственно, и проводил собеседование. Не было сказано ни слова о том, что собственно из себя представляет компания и чем она занимается. Полчаса этот господин расспрашивал меня на предмет того, насколько я предприимчив и рискован. Когда я спросил, в чем же собственно заключается работа, он с презрительной гримасой резюмировал, что я буду работать кем-то вроде медпредставителя по работе с врачами и предлагать некие препараты по лечению заболеваний, передающихся половым путем».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (7 votes)
Источник(и):

Газета Труд

rusnanonet.ru

Фото globallookpress.com