В Москве в фаворе технополисы и технопарки

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Сегодня здесь редко встретишь отечественный автомобиль. А когда-то их выпускали миллионными тиражами. Бывший Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, он же «Москвич». Гигант машиностроения с богатой историей и бесславным банкротством. Сегодня огромные цеха в полмиллиона квадратных метров, которые долгое время были фактически заброшены, обрели новых владельцев и совершенно другое качественное наполнение. В технополисе «Москва» каждый метр пространства предназначен для создания инновационных технологий, поэтому стать его резидентом может далеко не всякая компания.

«Наша задача звать сюда не всех подряд, а тех, кто реально меняет индустриальный облик города. Тех, кто способен создавать рабочие места нового класса, а не просто торговые площади», – говорит Игорь Ищенко, генеральный директор ГУП «Стройэкспром».

Холдинговая компания «Композит» – один из первых резидентов технопарка. Углеволоконные ткани, которые производят здесь на огромных ткацких станках, сегодня широко применяют в авиа- и судостроении. Крыло самолета, изготовленное из такого материала, легче алюминиевого в пять раз и может выдержать нагрузку в две тысячи тонн. Железобетон, армированный этой тканью, становится в разы прочнее. Ему не страшны удары, коррозия и время. А начиналось все с небольшой линии по производству полиакрилнетрильного волокна, главного сырья для этой суперткани. Меньше чем за год компания «Композит» смогла наладить в технополисе «Москва» полный цикл производства, установить все необходимое оборудование и найти рынки сбыта.

«Мы решаем задачи, связанные с максимально короткой высадкой на нашу площадку резидентов. Типовой срок разворота любого производства – три-четыре года. У нас, в принципе, до восьми месяцев можно производство поставить, сертифицировать, обучить персонал и выйти на продукцию», – уверяет Игорь Ищенко.

В технополисе «Москва» все резиденты разделены на несколько основных направлений или, как их здесь называют, кластеров. Это нанотехнологии и наноматериаллы, медицинские и биотехнологии, информационные технологии, микроэлекроника и робототехника. Всем без исключения нужны особые условия для работы. Кому-то цех в несколько тысяч квадратных метров, другим – мощные источники энергии, третьим – стерильные помещения и большой расход воды. Сегодня арендовать в столице помещения с такими запросами практически невозможно – кругом сплошные офисы с типовым водопроводом и розетками на 220 вольт. А здесь производственным компаниям доступы любые ресурсы, причем на очень выгодных условиях.

«Это не просто типовая схема передачи площадей в аренду – это вся история с бесплатным подключением, что в Москве особенно актуально практически по любому объему энергоснабжения, теплоснабжения, стоков и так далее. То есть, практически все категории обеспеченности энергоресурсами и всей остальной инфраструктурой даются здесь бесплатно», – рассказывает Игорь Ищенко.

«Самое главное, что в технополисе есть большие территории для развития, расширяться можно почти до бесконечности – в плане нашего производства», — говорит Евгений Валенский, резидент технополиса «Москва».

Российско-корейская компания по производству светодиодных ламп тоже разместилась здесь в рекордно короткий срок. Реально рассчитывали уложиться в год-полтора. Но уже через шесть месяцев после начала ремонтных работ сборочный цех залился ровным светом первых изготовленных панелей. Притом, что почти все комплектующие детали тогда приходилось ввозить из-за границы. Однако и здесь у резидентов есть свои преференции.

В технополисе «Москва» работает собственный научный таможенный пост. Лабораторные мыши, образцы крови, микрочипы или огромные станки не вызовут оторопь у инспекторов, а оформление грузов займет не более двух дней.

«Сотрудники подразделений московской таможни, которые работают на нашем терминале, — люди подобранные не случайно. Все они обладают достаточно высоким багажом научных знаний, большим опытом работы в области таможенного оформления подобных научных грузов», — пояснил Павел Пронин, директор склада временного хранения ГУП «Стройэкспром».

Сегодня в технополисе продолжаются работы по реконструкции помещений бывшего АЗЛК. К 2015 году для новых резидентов будут полностью подготовлены еще 130 тысяч квадратных метров полезных площадей. Скоро появится специальный склад для хранения химических реактивов и газов. А для биологов и микроэлектронщиков монтируют чистые комнаты с наивысшей степенью поддержания стерильности.

Игорь Ищенко: «Это будет площадка, которая полностью соответствует концепту «город в городе», когда здесь все, начиная от детсадовской группы и заканчивая всей технологией любого класса производства. Люди, приходя сюда, смогут работать в полном цикле круглосуточно. Есть места для отдыха и сна, покупок, будет фитнес, кафетерий».

Технопарк «Слава» – еще одна московская площадка, где размещаются инновационные компании. Правда, здесь пустующих площадей давно уже нет. Открытый в 2008 году на территории бывшего часового завода, он почти сразу заполнился резидентами. Одними из первых стали разработчики уникальной медицинской лазерной аппаратуры. За несколько лет небольшой компании удалось создать целую линейку приборов для физиотерапии, косметологии и хирургии. Сегодня лазеры, которые придумали и изготовили в помещениях технопарка, стоят во многих больницах и поликлиниках Москвы.

«В рыночной экономике существует известная истина – тот, кто придумал, заработал рубль; тот, кто сделал – десять; тот кто продал – сто. Именно технопарк позволяет инженерам, ученым, изобретателям зарабатывать и десять, и сто рублей. То есть мы можем стать полноценными продавцами нашей продукции», – говорит Александр Сорокин, резидент технопарка «Слава».

Конечно, конвейер по производству автомобилей в технопарке не установишь, но для прецизионных изделий с небольшим тиражом здесь – полное раздолье. Есть фрезерные станки с числовым программным управлением, где можно выточить любую деталь. 3D-принтеры для изготовления корпусов и всевозможных комплектующих из пластика. В химических лабораториях можно провести практически любой эксперимент или изготовить нужный состав.

«В технопарке, в отличие от офисных и деловых центров, имеются помещения самого разного размера и самого разного назначения. Кроме того, здесь много электричества и воды. То есть инновационные компании могут организовать здесь лабораторию, инжиниринговые подразделения, подразделения, производящие продукцию, а также подразделения, которую эту продукцию реализуют. То есть всю цепочку от разработки инновационной продукции до ее продажи инновационные компании могут организовать в технопарке», – пояснил Игорь Чмутин, руководитель технологического центра коллективного пользования технопарка «Слава».

Под одной крышей технопарка вместе уживаются самые разные проекты. И максимально практичные, которые уже нашли своих массовых пользователей, и те, которые лишь рассчитывают на признание в обозримом будущем. К примеру, робот, который пока только учится не врезаться в препятствия. У него есть память, искусственная нейронная сеть и даже свои собственные эмоции. Нет только серьезных инвесторов, которые смогли бы разглядеть его уникальные таланты. Инновации для сельского хозяйства или новая измерительная аппаратура для пищевой промышленности внедряется намного быстрее.

«За последние пять лет, пока мы работаем в технопарке, нам удалось создать несколько приборных моделей, получить возможность создания калибровочных моделей и методик для клиентов, что позволило нам выйти на новые рынки, увеличить сбыт и приблизиться к клиенту. В частности, в последние годы мы разработали новую модификацию анализатора ртути, который с сохранением всех аналитических характеристик, по сути, являющихся уникальными и обладающими самыми лучшими аналитическими характеристиками в мире, позволяет работать в очень удобном формате – легкий мобильный переносной комплекс», – говорит Артем Егоров, резидент технопарка «Слава».

Комфортнее всего в технопарках живется тем, кому не нужны собственные производства, а вполне хватает двух небольших лабораторий и офиса. Например, одна из фирм зарабатывает на научно-исследовательских работах для различных фармацевтических компаний. У нее в распоряжении самое современное оборудование, которое позволяет определить концентрацию аналитов в растворителях, плазме крови или тканях организма. Держать такую аппаратуру у себя разработчикам медикаментов невыгодно – не так часто нужны подобные исследования. Но фармкомпаний в России много, так что резидентам «Славы» работы хватает. Казалось бы, организовать такую небольшую фирму можно было в любом другом месте, но причин держаться за технопарк у исследователей хватает.

Василий Казей, резидент технопарка «Слава»:

«В Москве достаточно сложно найти лабораторное помещение. Можно найти склад, офис, промышленное помещение, но когда потенциальные арендодатели слышат слова «химическая тяга», они пугаются. Еще одна немаловажная причина – технопарк принадлежит частично правительству Москвы, соответственно, есть надежда на определенную стабильность в отношениях с арендодателем».

Стабильность, льготное налогообложение, образовательные программы для тех, кто с бизнесом на вы, помощь с размещением на международных выставках. Главную поддержку столичным инноваторам оказывает департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

«Трудно ждать от появления технопарков и технополисов сразу какого-то научного роста и промышленного потенциала. Но я могу сказать, что меня радует следующая тенденция – буквально вчера у нас была комиссия по присвоению статуса резидентов технопарков и технополисов, и там были компании, которые вышли из научных учреждений, и сказали, что условия в технопарке для них гораздо комфортнее приемлемее и перспективнее для будущего развития, чем те, что они имели в своих научных учреждениях. Мне кажется, это очень хорошо и очень важный тренд. Надеюсь, что он будет продолжаться», – говорит Алексей Комиссаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

На сегодняшний день в Москве для инновационных компаний открыты двери еще одного технопарка – «Сторогино». Его площадь – 17 тысяч квадратных метров. Свой небольшой бизнес-инкубатор на двести человек есть в Зеленограде. Там же, в городе-спутнике, к 2017 году планируется построить и большой технополис с инвестициями в шесть миллиардов рублей. Кроме того, на одной из площадок скоро откроется специальное бюро промышленного дизайна. Чтобы российские инновации были не только функциональными, но и выглядели привлекательно.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

ВЕСТИ

НОР