В Дубне создадут общий банк данных по астробиологии

академик РАН Алексей Розанов выступает на сессии ПКК по физике конденсированных сред в Доме международных совещаний ОИЯИ.

В Лаборатории радиационной биологии Объединенного института ядерных исследований в Дубне недавно создан сектор астробиологии. Его возглавил один из ведущих специалистов мира в этой научной области академик-секретарь отделения биологических наук Российской академии наук Алексей Розанов.

На недавней сессии программно-консультативного комитета ОИЯИ по физике конденсированных сред он выступил с докладом «Исследование космического вещества на Земле и в ближайшем космосе; исследование биологических и геохимических особенностей ранней Земли» и с предложением об открытии такой новой темы в Объединенном институте ядерных исследований.

Вместе с центром NASA мы проанализировали все метеориты, кроме самых новых, и в каждом обязательно что-нибудь находили, – отметил академик, рассказывая о свидетельствах космического происхождения жизни – окаменевших бактериях.

В своем докладе А.Ю. Розанов подчеркнул, что возможности ОИЯИ велики, но не безграничны, поэтому созданный в институте сектор будет объединять усилия трех десятков научных центров в России и за рубежом (в нескольких странах-участницах ОИЯИ, а также в Италии, Англии, США и др.). А главное, здесь будут созданы общий для всех банк данных по астробиологии и коллекция материалов – образцы космической пыли, метеоритов и т.д. Хотя изучение следов живых организмов в космическом веществе идет во многих точках мира, единого банка данных до сего дня не существует, и коллекции материалов пока размещаются в разных местах, отметил академик.

Составлен план работы нового сектора на 2013 – 2015 годы, достигнута договоренность о создании международного научного журнала по астробиологии (он будет выходить в одном из американских издательств, а редколлегия будет работать в Москве или Дубне), а также об открытии трех кафедр астробиологии – в Московском, Новосибирском и Дубненском университетах. Кроме того, написан черновой вариант учебника по этой дисциплине, планируется, что он будет издан в конце 2013 или начале 2014 года.

Оценив многосторонность предложения и возможность совместного применения различных методов исследований, программно-консультативный комитет по физике конденсированных сред рекомендовал открыть новую тему на 2013–2015 годы, отметив ее приоритетность. Подчеркнуто при этом, что Лаборатория радиационной биологии располагает всеми возможностями для того, чтобы играть центральную роль в проекте по созданию общего банка данных по астробиологии. При этом ПКК привлек внимание инициаторов проекта к возможностям, предлагаемым ядерными аналитическими методами, доступными или в ОИЯИ, или у его партнеров по сотрудничеству.

«Развитие этих исследований важно не только для познания основных аспектов появления и развития биологических систем на Земле, но также и для практической реализации космических путешествий», – говорится в рекомендациях программно-консультативного комитета. Эти рекомендации будут вынесены на февральскую сессию Ученого совета ОИЯИ.

Фото Елены Пузыниной