Создана методика моделирования трёхмерной структуры сложных молекул РНК

В статье, опубликованной 15 апреля в журнале Nature Methods, группа исследователей, представляющая медфакультет Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США), продемонстрировала простую и недорогую технику предсказания 3D-структуры сложных РНК-молекул, которые определяют практически каждый аспект поведения клеток человека. Если что-то нарушается в клеточном функционале, то результатом чаще всего становится появление онкологических заболеваний и метаболических расстройств.

За последние полвека учёные описали более 80 тыс. белковых структур; почти вся эта информация находится в открытом доступе, обеспечивая науку важными сведениями о возможных направлениях в разработке новых лекарств. А вот те же усилия по составлению каталога структур РНК привели к тому, что «гора родила мышь»: лишь несколько сотен РНК-молекул оказались каталогизированы. И в результате их огромный потенциал как объекта направленного действия лекарственных средств практически не используется, поскольку нужны их трёхмерные изображения.

image11_0.jpg Рис. 1. Слева — модель РНК, полученная традиционным методом; справа — результат новой моделирующей технологии с использованием данных традиционного способа. (Иллюстрация University of North Carolina at Chapel Hill).

По словам учёных, им удалось разработать метод создания 3D-модели сложных РНК-молекул, которые никак не удавалось получить с помощью более традиционных способов.

Сам метод основан на применении информации, полученной в рутинных лабораторных экспериментах по исследованию РНК-моделей с качественной точки зрения.

Научная группа из Университета Северной Каролины создала изящную количественную модель, использующую эти простые данные для предсказания структур больших, сложных молекул РНК, которые прежде находились далеко за пределами возможностей модельных технологий.

Что ж, будем надеяться, что новая техника моделирования действительно поможет в проведении более осмысленного скрининга лекарств, нацеленных на специфическое взаимодействие именно с молекулами РНК, которое ведёт к определённым изменениям в клеточном метаболизме. Ведь для этого требуется хорошее понимание структуры целевой молекулы, которое и должна обеспечить новая методика.

1. phys.org