Рынок нанопокрытий может достигнуть 6,5 миллиардов долларов в 2015 году

По данным компании Future Markets, в 2010 году объем рынка наноструктурированных покрытий составил 980 млн долларов.

Основными потребителями этих материалов были строительство и производство покрытий, защищающих от воздействия внешней среды, вооруженные силы и оборона (антикоррозийная защита и текстиль), товары бытового назначения (легко чистящиеся и противомикробные покрытия) и автомобильная промышленность (антикоррозийная защита и гидрофобные покрытия).

Основную часть рынка представляют так называемые покрытия одностороннего действия – антибактериальные, защитные и электропроводные. Однако разрабатываются также покрытия двустороннего действия – материалы с эффектом запоминания формы, с переключением от несмачиваемости к высокой смачиваемости, термохромные покрытия, появление которых на рынке ожидается в ближайшие 4–5 лет.

Причина зарождающегося высокого спроса на нанопокрытия – в быстром развитии самого рынка наноматериалов. Так, только в США за последние пять лет объем рынка наноматериалов вырос с 42 до 154 млн долларов в год. При этом среднегодовой рост объема рынка наноматериалов составил почти 30%, в том числе для наночастиц 24,2% и для нанопокрытий 43,1%. В крупных странах сформированы долговременные программы развития и практического использования наноматериалов. В качестве главной проблемы ставится практическое освоение технологий, обеспечивающих производство наноматериалов в достаточно больших объемах и конкурентоспособных на рынках сбыта продукции. Так, освоение наноматериалов в последние годы уверенно выходит на промышленный уровень. Некоторые страны и объединения (США, Япония, НАТО и др.) вкладывают сотни миллионов долларов в разработку способов синтеза, исследования свойств, производство наноматериалов, изготовление приборов и конструкций с использованием наноматериалов. Уже в конце 80-х годов XX века США и Япония ежегодно тратили на исследования в области наноматериалов около 110–120 млн долларов. Только в США более трех десятков компаний ведут на различном уровне работу по их производству. Многие наноматериалы уже доступны на рынке.

Сейчас рынок нанопокрытий уже составляет заметный сегмент от общего рынка нанотехнологий. Следующим этапом развития этого сегмента станет выход на рынок самоочищающихся и самовосстанавливающихся покрытий.

По нашим расчетам, к 2015 году размер рынка наноструктурированных покрытий вырастет до 6,5 млрд долларов. Наиболее быстрый рост должны продемонстрировать такие сегменты, как медицина, средства по уходу за домом и пищевая обработка.

Но самые широкие возможности для применения наноструктурированных покрытий предоставляет автомобильная промышленность, где требуются стойкие к царапинам и ударам краски и самоочищающиеся поверхности. Большие возможности у таких материалов и в аэрокосмической промышленности, поскольку они имеют меньший по сравнению с традиционными покрытиями вес и обеспечивают меньшее аэродинамическое сопротивление.

Хорошие перспективы имеют нанопокрытия в медицине, поскольку они могут эффективно использоваться для борьбы с патогенными микробами. Использование таких покрытий на стенах медицинских учреждений позволяет снижать затраты на их дезинфекцию. Например, в прошлом году одна немецкая компания в сотрудничестве с институтом Фраунгофера разработала антибактериальную краску, содержащую наносеребро. При этом такая краска всего лишь на 25–50% дороже обычной. Испытания продемонстрировали, что «серебряная краска» убивает 99,9% стафилококков. Разработчики технологии считают, что она может с успехом использоваться и в других областях, например, при производстве бумаги, продуктов питания и для окраски фасадов.

Что же касается основных тенденций на рынке нанопокрытий, то здесь начинается конкурентная борьба производителей. Компании, занимающиеся исследованиями и разработками в этой области, стремятся завершить их и начать выпускать более усовершенствованную продукцию, поскольку те, кто первыми выйдут на рынок, получат все конкурентные преимущества. Пока же рынок нанопокрытий находится в процессе становления, и конкуренция постепенно переходит из области исследований в коммерческую сферу, поскольку компании начинают бороться за капиталовложения, развитие рынка и его долю на общем рынке.

Как и в случае с любыми технологическими инновациями, существует ряд коммерческих параметров, которые могут замедлить продвижение новых продуктов на рынок. Очевидно, что производитель должен быть уверен в том, что выпускаемое им нанопокрытие будет приносить доход, поэтому подобную продукцию нужно будет сначала производить в ограниченных количествах, строго рассчитывая возможный уровень спроса, а также того качества и цены, которые будут соответствовать конкретному сегменту рынка.

Лев Балдаев, основатель компании «Технологические системы защитных покрытий», Российская газета

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Нанотехнологическое Общество России

Российская газета