Учёным Саратова есть что предложить инвесторам

-->

Нужны ли области мегаголовы с наномозгами?

Станет ли вкладывать бизнес в науку, при каких условиях Саратовская область сделает экономический рывок вперед и почему у нас пока не хватает наукоемких производств – об этом наш разговор с Александром Резчиковым, членом-корреспондентом Российской академии наук, директором Института точной механики и управления.

Rezchikov_A_F.jpg

Александр Федорович Резчиков

Ученым не хватает рабочих рук

В некоторых регионах сегодня на базе нескольких вузов создается один мощный учебно-научный центр, например, Сибирский федеральный университет. Нужно ли нашей области такое укрупнение?

Пока не видно предпосылок и причин для подобной масштабной реорганизации. Область обладает большим научным потенциалом, у нас уже есть Саратовский научный центр Российской академии наук, несколько институтов РАН, крупные вузы, в губернии трудятся 1200 докторов наук. Саратовских ученых хорошо знают как в России, так и за ее пределами. В этом плане наш регион самодостаточен. А вносить улучшения в систему высшего образования можно и другим путем, к примеру, приобретать новое научное оборудование и повышать зарплату преподавателям.

Согласны [ли Вы] с точкой зрения – научный потенциал после лихих 90-х годов не удастся возродить?

Фундаментальная наука – сфера довольно инерционная. Политические системы способны изменяться за короткий период времени, а ученые даже в тяжелейшей ситуации будут продолжать заниматься своим делом. Кстати, фундаментальные исследования велись и в перестроечные годы. Хотя, конечно, были огромные трудности с зарплатой, оборудованием, из институтов уволилось много молодежи. Сейчас положение понемногу начинает выправляться.

Почему при наличии научной школы с богатыми традициями и большим числом докторов наук в Саратове не хватает наукоемких производств?

Основная причина – преобразования в промышленности, начавшиеся в начале 90-х годов. Произошла обвальная приватизация, экономические связи с предприятиями стран СНГ были прерваны. Одно дело сделать частной парикмахерскую или магазин, а другое – промышленность, энергетику, транспорт. Резкие изменения особенно сильно «подкосили» наукоемкие отрасли – электронику, приборостроение, станкостроение.

Еще одна сложная проблема – в настоящий момент мало кому под силу воплощать идеи людей с умными головами. Разрушены отраслевые институты, где выполнялись прикладные исследования. Из-за развала системы профтехобразования сложилась огромная нехватка квалифицированных рабочих. Ведь когда-то ПРИ каждом предприятии было собственное профтехучилище, готовившее профессиональные кадры.

Как сделать деньги на исследованиях?

Как сделать экономический рывок, если мы отстаем от передовых стран по развитию технологий на десятилетия?

Вставать им «в хвост», на мой взгляд, бессмысленно. Начать изготавливать в Саратове, скажем, роботы, «конек» промышленности Японии, – убыточно и бесперспективно. Если мы хотим создать, инновационную экономику, то необходимо развивать и вкладывать средства в собственные фундаментальные разработки, на деньги, получаемые от продажи нефти и газа, приобретать на Западе лицензии на производство того или иного продукта мирового уровня качества, покупать высокотехнологические заводы, производства «под ключ».

Сейчас стремятся применять нанотехнологни при изготовлении различных товаров – от бытовых фильтров для очистки воды до моторных масел. Чем могут похвастаться специалисты нашей области?

Понятие нанотехнологий, как нечто новое и передовое, придумали на Западе и «раскрутили» журналисты. А, например, химики занимаются данным направлением уже более полувека. Проблема в том, что некоторые научные идеи и теории реализуются быстро, а для воплощения в жизнь других требуются годы. Поэтому фундаментальные исследования для инвесторов с этой точки зрения – рискованное вложение денег, поскольку неизвестно, когда научное достижение начнет приносить прибыль.

Тем не менее, в некоторые идеи саратовские банки готовы инвестировать, если их сможем убедить, а у ученых есть что им предложить. Например, на базе НИИ «Волга» создается предприятие, занимающееся выпуском смесей на основе нанопорошков. Они могут применяться при изготовлении новых высокоэффективных материалов для промышленности и строительства. В нашем городе можно наладить и промышленный выпуск новых дисплеев, чье производство на треть дешевле обычных ЖК-дисплеев, а эксплуатационные качества намного лучше. Толчком к внедрению новшеств может стать венчурный фонд, создаваемый правительством Саратовской области.

Еще недавно зарплата научного сотрудника была не больше чем заработок дворника. Сейчас труд ученых стал достойнее оплачиваться?

Безусловно, ученые Европы и США получают в разы больше, а у нас продукты и бензин стоят как на Западе. В настоящий момент неплохо получают доктора наук, а вот молодежь – недостаточно. У активно работающего аспиранта стипендия должна быть на уровне 25 тысяч рублей. Однако люди соглашаются даже на скромную зарплату и поступают в аспирантуру.

«Утечка мозгов» из области прекратилась?

Вопрос перестал быть актуальным. Сильного оттока ученых сегодня не происходит, многие даже вернулись. Больше всего специалистов потерял Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН. Кстати, иногда ученые, выехавшие трудиться за рубеж, занимаются там обычной рутинной работой, а не уникальными исследованиями.

На ваш взгляд, какая проблема для науки в настоящий момент является главной?

Перед учеными пока не поставлены государственные задачи на длительный период, скажем, лет на 20–30 вперед. Кроме того, у нас нет внятно сформулированной стратегии развития экономики. Ведь до сих пор, например, не известно, какие шаги будут предприниматься, если упадут цены на нефть и газ, или исчерпаются природные ресурсы, какие отрасли промышленности в целом надо развивать и в какой последовательности.

Елена Горшкова

http://redcollegia.ru/5006.html

Cовершенно прав уважаемый Александр Федорович! Нечего городить «зАмки» и «храмы науки». Хватит уже с нас понтов! Лучше просто закупить новое оборудование и увеличить зарплату преподавателям, исследователям, учёным и другим работникам. Вон, простых квалифицированных рабочих не хватает… И с нанотехнологиями нечего так уж носиться! Убеди инвестора/банкира в выгодности своего проекта/изделия/продукта, и он сам будет предлагать тебе деньги на его коммерциализацию. Успех в одном деле потянет за собой целую цепочку новых проектов того же рода. Помимо этого, считаю правильным и следующий его тезис: Кроме вложения бОльшего объёма средств в фундаментальные исследования, развития отечественной науки, с целью сокращения отрыва отечественной экономики/промышленности от промышленности других (высокоразвитых) стран, следует на деньги, получаемые от продажи нефти и газа, приобретать на Западе лицензии на производство того или иного продукта мирового уровня качества, покупать высокотехнологические заводы, производства «под ключ». Главный фактор – время и производительность труда, как учили нас ещё классики… Вот так вот и догоним, а, может быть, кое в чём удастся и перегнать…