Российская наноотрасль готова к конкуренции
Российская наноотрасль готова к конкуренции
О предстоящем Конгрессе предприятий наноиндустрии в Москве, вопросах коммерциализации отрасли и применении нанотехнологий в повседневной жизни общества, рассказал директор департамента программ стимулирования спроса фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Александр Морозов
Гость в студии «Голоса России» – Александр Морозов, директор департамента программ стимулирования спроса фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано».
- Интервью ведет Петр Журавлев.
Журавлев: Я приветствую нашего гостя. Это директор департамента программ стимулирования спроса фонда инфраструктурных и образовательных программ Александр Морозов.
Речь пойдет о Конгрессе предприятий наноиндустрии, который должен состояться 19 сентября в Москве. Расскажите, пожалуйста, что это такое, и зачем бизнесменам собираться на конгресс?
Морозов: Конгресс – это то место, где впервые соберется российская наноиндустрия. Это первый случай в новейшей истории Российской Федерации, когда мы увидим в одном месте представителей почти 300 производителей нанотехнологической продукции. Это самый передовой сектор нашей промышленности.
Большинство наших граждан, к сожалению, даже не подозревает о том, что рядом с ними находится производство материалов и технологий будущего. У нас, во-первых, есть повод всем собраться, обсудить проблемы нашего развития и сделать необходимые шаги, которые позволят более эффективно вести бизнес в сфере нанотехнологий.
Журавлев: В чем проблемы?
Морозов: Проблемы, конечно, характерные для любого нанопроизводителя, будь то область медицины, сельского хозяйства либо лазеростроение. Проблемы очень простые: отсутствие рынков внутри Российской Федерации, проблемы с выходом на иностранные рынки и, соответственно, вопросы, связанные с развитием научного потенциала, будущим развитием наших самых передовых технологий с помощью, в том числе, и инвестиций государства.
Журавлев: Без помощи государства эта отрасль может развиваться?
Морозов: Она практически и жила без нее долгое время, более 5 лет. Первые нанотехнологические предприятия были созданы 10 лет назад. В нанотехнологиях нет ничего нового. Простейший пример, самая древняя нанотехнология – это производство стали. Как мы знаем, сталь состоит из железа, углерода, в ее составе есть перлит, цементит. Это тот самый наноразмерный уровень композиционного материала, который и есть сталь, которую человечество делало еще давным-давно.
Журавлев: А мы-то и не знали.
Морозов: Да, конечно. Сегодня мы просто верим в то, что нано – это все. Действительно, когда мы обращаемся к наноуровню при исследовании технологий или материалов, то мы получаем совершенно новые свойства. Нано есть, и, соответственно, наноуровень – это достаточно важная вещь с точки зрения понимания вообще всех процессов, о которых мы будем говорить.
Журавлев: Почему на нано свет клином сошелся? Почему этот размер? Что в нем такого волшебного?
Морозов: Мы переходим на уровень слабых взаимодействий между атомами или молекулами, который позволяет нам получать совершенно новые свойства и эффективности. Например, мы можем повысить эффективность превращения электрического тока в свет в 10 раз просто за счет того, что излучать свет будет не нить раскаленного металла, а частицы кремния, то есть обыкновенного песка. Вот и вся разница.
Эффективность превращения электричества увеличится в 10 раз. То есть нам нужно в 10 раз меньше электроэнергии для того, чтобы произвести то же количество света для комфортности нашей жизни. Соответственно, нужно в 10 раз меньше нефти, грузопотока и загрязнения окружающей среды. Вот почему нано.
Журавлев: У человека, незнакомого с этой проблемой, может создаться такое впечатление, что есть некий обычный мир, и есть какое-то волшебное нано, а что между ними, вообще непонятно. Если я все правильно понимаю, там еще можно посчитать атомы?
Морозов: Да, безусловно.
Журавлев: А дальше уже нельзя?
Морозов: Тоже можно. Нет предела совершенству. Мы можем идти дальше, но пока, к сожалению, наши уровни измерений не позволяют нам точно измерять то, что дальше, например, пико-размер. Но я думаю, что еще лет 10, и мы будем говорить уже о том, что нано – это вчерашний день. Мы рассуждаем о новом диапазоне взаимодействия, вплоть до волнового.
Журавлев: А не страшно так глубоко залезать в природу?
Морозов: Нет, ни в коем случае. Тот, кто так глубоко залез, тот самый первый и получит все необходимые эффекты, в том числе и в экономике. И нам, конечно, нельзя никому уступать.
Журавлев: Кто наши конкуренты?
Морозов: Безусловно, Америка, Европа, Япония, страны Юго-Восточной Азии, которые уже на протяжении 12 лет на государственном уровне реализуют огромные программы по исследованиям и получили колоссальные результаты. Я имею в виду Тайвань, Сингапур, конечно, Китай. В этом плане у нас очень серьезные конкуренты с огромным потенциалом.
Журавлев: Скажите, пожалуйста, Америка, Китай, Тайвань развивают все направления?
Морозов: Да, безусловно.
Журавлев: В этом есть смысл или все-таки предпочтительнее выбрать себе одно главное и быть в нем самым передовым и продвинутым?
Морозов: С одной стороны, кажется, что чем Уже ты берешь размер, тем более эффективно развиваешься. Здесь не так. Дело в том, что нанотехнологии имеют огромное количество применений. Например, способность, как мы уже говорили на примере светодиодного освещения, заставлять излучать свет не раскаленную металлическую нить, а частицы кремния, приводит к тому, что мы не только получаем возможность произвести светодиод, технологию для освещения зданий, но и произвести новый скачок в развитии лазерных технологий…
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
О предстоящем Конгрессе предприятий наноиндустрии в Москве, вопросах коммерциализации отрасли и применении нанотехнологий в повседневной жизни общества, рассказал директор департамента программ стимулирования спроса фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Александр Морозов.
Так что примем это к сведению, дадим ребятам ещё поработать и (терпеливо) будем ждать от них новых открытий (новых заводов), новых успехов и достижений…
NB: На сайте радиостанции Голос России можно прослушать звуковой вариант этого интервью (около 23 минут)