Основой ВC России будут ядерные ракеты, нанотехнологии и рядовые призывники
У российской армии разыгрался аппетит
Основой Вооруженных сил будут ядерные ракеты, нанотехнологии, полезные ископаемые и рядовые призывники
- В ближайшие 22 года российская армия не перейдет на профессиональную основу. Традиционный призыв сохранится наряду с контрактом. Об этом сообщил источник «Газеты» в аппарате Минобороны, знакомый с содержанием проекта концепции строительства Вооруженных сил России до 2030 года.
Еще весной появление этого документа с названием «Новый облик Вооруженных сил» анонсировал начальник главного управления боевой подготовки и службы войск ВС генерал-лейтенант Владимир Шаманов, собиравшийся завершить его к 1 июля. Но проект все еще проходит обсуждение и, как рассказал источник, будет готов не ранее осени. Пока российские политики бьются за сохранение Черноморского флота в Севастополе, генералитет, по данным источника «Газеты», уже включил в проект задачу создать систему базирования черноморцев на российской территории: очевидно, флот будет вынужден уйти в Новороссийск.
Упоминание о судьбе Черноморского флота, на решение которой, правда, отводится больше 20 лет, содержится в последней, шестой главе проекта, посвященной основным приоритетам строительства Вооруженных сил на долгосрочный период.
- Первая же половина концепции, как следует из слов источника «Газеты», целиком отведена оценке геополитической роли России, а вот планы конкретных преобразований в армии прописаны во второй части.
- Во второй части концепции, по словам источника, речь идет о собственно перестройке вооруженных сил. По замыслу авторов проекта особенно важную роль в ближайшем будущем для армии будут играть информационные технологии, технологии, связанные с космосом, и даже нанотехнологии. Информационное противоборство даже выделено авторами в отдельное направление. Российская армия, как следует из проекта, будет развиваться на основе нанотехнологий и оружия с искусственным интеллектом, численность офицерского состава будет оптимизирована, а призыв останется.
Согласно документу, военные конфликты первой трети ХХI века будут вестись с использованием оружия с искусственным интеллектом, воздушно-космических войск и мобильных спецгрупп. Решающее значение на исход войны будет оказывать скорость развертывания и применения оружия, а также способность в сжатые сроки восстановить разрушенную инфраструктуру и коммуникации.
К какой войне готовиться?
В случае угрозы конфликта российской армии придется сначала вести активное противоборство на информационном поле, затем принуждать противника к миру на ранней стадии конфликта, и только если эти меры не помогут, на третьем этапе адекватно применять войска. После такого применения запланирован и четвертый этап. Армии предстоит обеспечить еще и постконфликтное урегулирование отношений с врагом.
- Аналитики Минобороны по-прежнему оценивают шансы начала ядерной войны как невысокие, поэтому доминирующим аргументом в современных локальных и региональных конфликтах станет высокоточное оружие, способное нанести хирургически точный удар по объектам врага. Наряду с этим широкое развитие получит нелетальное оружие (резиновые пули, паралитический газ, клей для гусениц и т.д.), которое снизит риск потерь среди гражданского населения.
Также на ведущие позиции и в армии тоже выходят нанотехнологии, без упоминания которых такой важный документ просто не мог обойтись. Практически нанотехнологии в войсках уже давно используются, в том числе при создании спецсплавов, покрытий и взрывчатых смесей. Однако помимо этого разработчики современного вооружения будут нацелены на создание миниатюрных средств поражения – беспилотных самолетов, радиоуправляемых мини-катеров, подводных лодок и машинок: их будут использовать в разведке и боевых операциях.
Для превращения армии в современную, отвечающую вызовам времени запланирована оптимизация видов и родов войск, основанная на слиянии сил и средств, решающих родственные задачи.
Источник «Газеты» пояснил, что речь идет о сокращении отдельных воинских соединений, оптимизации количества офицерского состава и создании нового института младших командиров – сержантов и старшин, о чем не раз заявляли в руководстве Минобороны.
Для усиления вертикали власти внутри армии будет создана новая единая система управления войсками, а также единая информационная система военно-научного комплекса, которая позволит в разы повысить эффективность оборонных научных исследований.
К какому миру готовиться?
Основой вооруженных сил на ближайшие 20 лет останутся стратегические силы сдерживания – так называемая ядерная триада: подводные ракетоносцы, стратегические бомбардировщики и Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), обладающие ядерными ракетами соответственно морского, воздушного и наземного базирования.
В РВСН продолжится развертывание новых ракетных комплексов как подвижного, так и грунтового базирования, модернизация систем связи и боевого управления ракетами и создание перспективные ядерных зарядов и боеприпасов с повышенными характеристиками.
Развитие авиации будет вестись за счет авиационной компоненты стратегических сил, то есть дальней авиации, а также создания системы воздушно-космической обороны России. Боевой состав ВВС будет поддерживаться на требуемом уровне лишь для выполнения задач в локальных и региональных конфликтах.
Российский флот также будет развиваться за счет стратегического компонента, а также за счет создания кораблей новых проектов океанской зоны.
«Видимо, имеются в виду подводные крейсеры и авианосные ударные группы, о которых еще прошлой осенью говорил экс-главком ВМФ России Владимир Масорин, – пояснил корреспонденту "Газеты» один из офицеров в аппарате Минобороны. – Каждая группа будет состоять из авианосца, вспомогательных судов и сил сопровождения. Три такие группы планируется разместить на Северном флоте, а еще три – на Тихоокеанском".
Космические войска продолжат принятие на вооружение перспективных космических ракетных комплексов, систем наблюдения, связи и навигации, в том числе ГЛОНАСС, а также нового поколения комплексов геодезической и метеорологической разведки.
В Сухопутных войсках будет увеличено число соединений и воинских частей постоянной готовности, которые будут комплектоваться сержантами-контрактниками. Помимо прочего сухопутчикам предстоит развивать средства управления войсками, разведки и радиолокационной борьбы.
Воздушно-десантные войска будут реализовывать межвидовый принцип оперативной и боевой подготовки, то есть станут ударными силами различных видов войск. Кроме того, на десантников возложат разработку перспективных образцов спецтехники и передачу ее в войска.
Армия построит свою дорогу
Служба тыла Вооруженных сил помимо прочего займется созданием единой транспортной системы страны, необходимой для молниеносной переброски войск из одного региона страны в другой. Эта система, по словам источника «Газеты», должна дублировать существующие виды коммуникаций на любом из стратегических направлений.
У экономистов такие планы вызывают недоумение.
«Эти пункты плана как минимум нуждаются в конкретизации, – заявил корреспонденту "Газеты» научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Что же это – параллельно с гражданскими железными дорогами рядом будут военные дороги, которые будут простаивать большую часть времени? Их надо смазывать, обходить, обсуживать, что потребует колоссальных затрат времени. Или подразумевается имеющаяся гражданская колея, которая будет каким-то образом использоваться одновременно для нужд военных? Как минимум нужно разъяснить".
По словам источника «Газеты», войскам тыла предстоит построить новые и реконструировать существующие железнодорожные линии, обеспечивающие доступ к стратегическим ресурсам полезных ископаемых, в том числе к нефтяным и газовым месторождениям.
«Конечно же, это не задача армии, – отметил Гонтмахер. – Месторождения полезных ископаемых, как известно, уже сейчас доступны, и ими активно занимаются крупные монополии. Поэтому те, кто ставит тылу Вооруженных сил такие установки, просто рвутся в открытую дверь».
Как сообщил источник в Минобороны, проект концепции сейчас проходит согласование в недрах всех главкоматов, а к концу года с учетом замечаний и изменений генералов должен быть передан на утверждение президенту страны.
Когда в России армия будет профессиональной?
ГЕННАДИЙ ТРОШЕВ, советник президента, Герой России, генерал-полковник
Когда дадут что обещали. Говорили, что будут больше платить, что квартиры дадут, но что-то ни того, ни другого не видно. Поэтому контрактники и бегут из армии. Деньги нужно выделять не на технику, а прежде всего для обеспечения людей. Взять офицера, который прослужил 25 лет. У него мизерная пенсия, а ведь он нередко Афганистан с Чечней прошел и был ранен.
ЭДУАРД ВОРОБЬЕВ, бывший зампред комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник
Главное – что морально-психологическая обстановка и так называемый человеческий фактор служащих нашей армии остается в неудовлетворительном состоянии, что является причиной многих неприятностей. Например, почти весь офицерский состав не удовлетворен службой, а отсюда и неуставные отношения. Нужно улучшать социальную составляющую жизни офицеров и прапорщиков. Но самое главное – нужно немедленно заняться подготовкой сержантов- контрактников, давая им прежде всего основы в области воспитания, педагогики и психологии не ниже уровня младших офицеров.
ЭДУАРД БАЛТИН, бывший командующий Черноморским флотом, Герой Советского Союза, адмирал
Прежде всего нужно рассматривать экономические возможности государства, военно-политическую необходимость полностью контрактной армии и обороноспособность, которую она сможет обеспечить. Если это не будет учитываться, то все нынешние разговоры о профессиональной армии – просто чепуха.
И еще. Почему, например, у немцев нет такой всепоглощающей идеи – контрактной армии? Я хочу сказать, будет ли она соответствовать нашим национальным особенностям, а также территориальным и физико-географическим условиям? Так ли уж нужна России полностью наемная армия? А если она вдруг и появится, то у страны не будет мобилизационного ресурса, который и определяет силу государства.
АЛЕКСЕЙ АРБАТОВ, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Проблема перевода армии на контрактную основу для Министерства обороны абсолютно точно не является главной. Для нашего военного ведомства это просто одна из задач. Вся проблема состоит в выборе приоритетов. Военные скорее использовали бы средства для оборонного заказа, то есть улучшали бы по мере сил жилищные условия, закупали вооружение, а также горюче-смазочные материалы и боеприпасы для проведения еще более интенсивной боевой подготовки. А ведь сейчас существует благоприятная экономической ситуации, и перевод на полностью контрактный принцип российской армии мог бы осуществиться через два-три года после принятия соответствующего решения.
То есть с точки зрения организационных, штатных и финансовых мероприятий это не вопрос 10–20 лет. Если всю нашу миллионную армию переводить на контракт, то есть весь рядовой и сержантский состав (офицеры и так на контракте), это будет обходиться в 80–100 млрд рублей ежегодно.
ГЕОРГИЙ ШПАК, экс-губернатор Рязанской области, бывший командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-полковник
Армия будет профессиональной только тогда, когда ею будут командовать профессионалы. К сожалению, сейчас мы наблюдаем это только частично. Нужна ли нам только контрактная армия? Но ведь профессиональная армия предполагает привлечение не только чисто профессионалов, но и тех, кто в ее составе желает защитить свою родину. А профессионалы будут командовать нашей армией тогда, когда многие наши политические деятели наконец-то поймут, что командиры должны быть не любителями, а профессионалами.
Путин как-то сказал, что на любом поприще и в любом учреждении у нас должны быть профессионалы. Вот как раз сейчас мы и просим всех политиков, чтобы армией руководили только профессионалы.
ДЕНИС ТЕЛЬМАНОВ, АЛЕКСАНДР САРГИН
http://www.gzt.ru/…/223029.html
Да, без нанотехнологий сейчас уже нельзя себе представить никакую современную армию. И поэтому без упоминания их такой важный документ просто не мог обойтись. Практически же нанотехнологии в войсках уже давно используются, в том числе при создании спецсплавов, покрытий и взрывчатых смесей. Однако помимо этого разработчики современного вооружения будут нацелены на создание сверхминиатюрных средств поражения — беспилотных самолетов, радиоуправляемых мини-катеров, подводных лодок и машинок: их будут использовать в разведке и боевых операциях. Причём очевидцами этого мы можем стать уже в самое ближайшее время…
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев