Об индексе Хирша замолвите слово

Об индексе Хирша замолвите слово

Я получил много комментариев по своей предыдущей статье Так грозит ли апокалипсис науке в современной России?, где большинство моих корреспондентов обсуждают преимущественное использование индекса Хирша для оценки эффективности работы российских ученых. Мне бы хотелось обсудить ещё раз абсолютную целесообразность использования индекса Хирша

При анализе цитируемости статей по областям науки обращает на себя внимание большая разница этого показателя для различных наук (рис. 1). Так, цитируемость статей по молекулярной биологии и генетике в мире (~24) в 6 раз больше, чем по техническим наукам, примерно в 2 раза больше, чем по химии и в 3 – чем по физике. А минимальный индекс цитирования в мире – в математике (3,2) и информатике (3,3). При этом в России индекс цитирования минимум в 2 раза ниже практически по всем научным дисциплинам.

Рис. 1. Средняя цитируемость статей по областям науки (www.rusnor.org/…les/7919.htm)

[Рисунки см. по основной ссылке – внизу]

  • Кстати, ведущие математики России часто не имеют публикаций в престижных журналах. Так, математик Сергей Дужин(Санкт-Петербургское отделение Математического института РАН) считает, что ему лично вполне хватает выкладывания текста на arXiv (как Перельману), а молодым надо публиковаться для защиты в журналах из списка ВАК. А для того, чтобы их читали, необходимо и достаточно препринтов в arXiv. Для карьеры на Западе важны публикации в престижных международных журналах, а в России, по моим наблюдениям, в математических институтах высшего уровня требование таких публикаций отсутствует. Если человек занят делом, то ему достаточно положить текст на архив.

Я думаю, что для объективной оценки исключительно фундаментальных работ индекс Хирша использовать можно. Прежде всего, целесообразно применить его для обобщённой оценки состояния науки в России. Как видно на рис. 2, этот индекс для России в 5 раз меньше, чем в США и в 3 раза меньше, чем в Великобритании и Германии. Россия вообще уступает всем ведущим странам по этому показателю и находится на 20 месте.

Рис. 2. Индекс Хирша для различных стран (www.rusnor.org/…les/7919.htm)

  • С другой стороны, я считаю, что для технических наук индекс Хирша не является всеобъемлющим показателем. (Хотя в технике этот показатель для России составляет около 70% от мирового (см. рис. 1), что совсем и неплохо).

Но главная особенность публикаций в области прикладных наук в том, что они могут быть посланы в редакции научных журналов только после подачи патентной заявки и желательно после её публикации, а это, например в США, происходит только через 18 месяцев после получения заявки патентным ведомством.

Меня значительно больше волнует вопрос о катастрофическом разрыве в числе патентов, подаваемых российскими учёными и инженерами и их коллегами за рубежом. Так, исследовательская организация Thomson Reuters Scientific считает, что уже в 2012 г. по этому показателю на первое место в мире выйдут китайские специалисты. Правительство Китая в значительной степени определяет направления научных исследований и, как результат, 16% патентов регистрируют представители академических кругов, в то время как в США этот показатель составляет 7%, а в Японии – 1%. Кстати, специалисту, который патентует свое изобретение, правительство КНР выплачивает премию в размере годовой зарплаты.

  • В России однако не существует никакой государственной поддержки авторов изобретений, многие из которых просто не имеют денег для подачи заявок за рубежом, где обязательно требуются дорогостоящие услуги патентного поверенного.

    Вступление России в ВТО скажется на многих отраслях, в первую очередь, на законодательстве об интеллектуальной собственности. Первые изменения уже начались. Роспатент фиксирует заметный рост активности иностранных изобретателей, а в конце апреля Высший Арбитражный суд уравнял в правах российских и зарубежных держателей патентов. Опубликованный недавно годовой отчет Роспатента также свидетельствует о значительном росте активности иностранных изобретателей. Всего в 2011 году Роспатент принял 41 тыс. заявок, при этом активность российских изобретателей упала – 26,5 тыс. заявок против 28,7 тыс. в 2010 году, а зарубежных – выросла с 13,7 до 15 тыс. Впервые за последние 5 лет иностранные заявители по некоторым позициям не просто увеличили количество заявок, но и обогнали российских изобретателей.

Эти данные свидетельствуют, что российские специалисты теряют позиции в своей стране, а это более опасно, чем меньшая цитируемость научных работ. Но почему-то это обстоятельство практически не волнует руководителей Минобрнауки России.

Проф. Олег Фиговский, академик EAS, RAASN и REA

http://www.park.futurerussia.ru/…figovsk/242/



nikst аватар

При анализе цитируемости статей по областям науки обращает на себя внимание большая разница этого показателя для различных наук. Так, цитируемость статей по молекулярной биологии и генетике в мире (~24) в 6 раз больше, чем по техническим наукам, примерно в 2 раза больше, чем по химии и в 3 – чем по физике. А минимальный индекс цитирования в мире – в математике (3,2) и информатике (3,3). При этом в России индекс цитирования минимум в 2 раза ниже практически по всем научным дисциплинам.

  • Наверняка многие (особенно – из начинающих отечественных исследователей, а, возможно, также и из «ветеранов» со стажем будут задавать себе вопрос – А что это за зверь такой – индекс Хирша – и с чем его едят?.. Так вот, если современный учёный, исследователь хочет добиться чего-то в науке, просто сделать (научную) карьеру, он/она должен не только знать, что это такое, но и умело использовать это знание… Как? – это другой вопрос.

См. здесь: Индекс Хирша

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДЕКСА ХИРША РОССИЙСКИМИ УЧЕНЫМИ В МИРОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ