Наноиндустрия развивается не только усилиями «РОСНАНО»

Коммерсант Review: Наноиндустрия развивается не только усилиями «РОСНАНО»

В сентябре в Москве пройдет первый Конгресс предприятий наноиндустрии, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ. О целях конгресса и проблемах, с которыми сталкивается отрасль сегодня, REVIEW рассказал генеральный директор фонда Андрей Свинаренко

Андрей Геннадьевич, расскажите, зачем понадобилось проводить конгресс? Чем это мероприятие будет отличаться от ежегодных форумов по нанотехнологиям Rusnanotech, которые РОСНАНО организует уже несколько лет подряд?

Форум Rusnanotech ориентирован на инвесторов, научные круги и широкую общественность, в то время как конгресс предполагает в первую очередь профессиональную аудиторию — непосредственно представителей наноиндустрии. Для чего это нужно? РОСНАНО работает уже пять лет, и за это время проектным компаниям пришлось столкнуться с целым рядом сложностей, связанных с поиском квалифицированных кадров, дефицитом инфраструктуры, а также проблемами системы технического регулирования и входа на рынки. Эти и многие другие проблемы необходимо обсудить, что называется, по-домашнему, внутри отрасли.

Именно для этого мы и хотим создать коммуникационную площадку, где предприятия и организации смогут общаться, делиться мнениями и вырабатывать совместные предложения. Ведь наноиндустрия развивается не только усилиями РОСНАНО: большинство участников конгресса будут представлять независимые компании и организации.

Думаю, что подобные встречи целесообразно проводить на регулярной основе. Но как часто будет в дальнейшем проходить конгресс — ежегодно, ежеквартально или раз в пять лет, я пока сказать не берусь. Все зависит от того, какое решение примут представители отрасли. Мы ориентируемся на то, что формат мероприятия должны в значительной степени определить сами участники.

Перечисляя сложности, с которыми сталкиваются российские нанопроизводители, вы упомянули несовершенство системы технического регулирования. Расскажите об этой проблеме поподробнее.

Зачастую внедрению инновационных продуктов препятствует то, что они попросту не вписываются в рамки существующих стандартов и норм. Для того чтобы решить эту проблему, специалисты фонда разрабатывают пакеты поправок к действующим стандартам, нормам и правилам. Такая работа требует усилий и времени, но у нас уже есть результаты: значительная часть предложений фонда была принята государством. Так, по нашей инициативе была проведена корректировка 25 СанПиНов и СНиПов, которые ранее не допускали применения светодиодного освещения. Раскрытие рынков через инструменты технического регулирования — одно из важнейших направлений деятельности фонда наряду с программами по стимулированию спроса на нанотехнологическую продукцию.

Давайте поговорим о стимулировании спроса. Какие шаги предпринимает фонд в этом направлении?

Мы стараемся действовать сразу по двум возможным направлениям. Во-первых, пытаемся донести до рынка информацию о преимуществах нанотехнологических решений, чтобы они перестали выглядеть в глазах потенциальных потребителей какой-то экзотикой. Вторая составляющая нашей деятельности — это работа с продавцами. Их необходимо готовить к самостоятельному диалогу с покупателем. С этой целью фонд разрабатывает соответствующие образовательные программы. Один из таких курсов прошел в стенах бизнес-школы «Сколково». Фонд также реализует около 20 программ стимулирования спроса совместно с крупными корпорациями и регионами.

По вашему опыту, в каких типах образовательных программ компании нуждаются больше всего?

Ответ простой — в программах, связанных с профессиональной переподготовкой кадров. Значительная часть образовательных программ фонда направлена на решение именно этой задачи. Мы переподготавливаем инженеров, разработчиков, технологов — людей, у которых есть уже высшее образование, но чьих знаний не достаточно для использования новых технологий на создающихся предприятиях наноиндустрии. Компании заинтересованы в подобных программах и софинансируют их в равных долях с фондом. Бизнес прекрасно понимает, что все упирается в кадры — кадры, способные не только генерировать новые идеи, но и доводить их до состояния полноценных продуктов.

Фонд реализует не только образовательные, но и инфраструктурные проекты, например программу по созданию сети наноцентров в регионах. Как обстоят дела с этим направлением?

Мы провели четыре конкурса и отобрали на их основе 12 проектов по созданию наноцентров. Фонд вкладывает средства в оборудование и операционный бюджет наноцентров при соблюдении ряда обязательных условий: наличии у заявителя готовой площадки и портфеля проектов. Сейчас в наноцентрах проходит обработку более 100 проектов. В пяти центрах уже начался монтаж оборудования.

Можно ли сказать, что основанная задача наноцентров — это предоставление доступа к необходимому оборудованию?

Обеспечение предпринимателей современным оборудованием лишь одна из наших задач. Наноцентры также предоставляют возможности для создания стартапов, лицензирования технологий и защиты интеллектуальной собственности. Все эти инструменты просто необходимы новым компаниям.

Почему наноцентры ориентированы на малые компании?

Наноцентры ориентированы не только на малые компании. Другое дело, что крупные игроки имеют собственные хорошо оснащенные R&D-подразделения, и зачастую такие компании не заинтересованы в продвижении новых технологий, поскольку это автоматически приводит к гигантским затратам на модернизацию производственного аппарата.

С принципиально новыми идеями, как правило, выступают либо одиночки, либо научные коллективы, получившие возможность создавать собственный бизнес. Мы хотим это движение поддержать. При этом ничто не ограничивает наноцентры во взаимодействии с крупными компаниями. Например, Казанский наноцентр поддерживает отношения с КамАЗом и рядом нефтехимических предприятий региона.

Фонд ранее заявлял, что планирует использовать еще один инструмент — инжиниринговые компании. Для чего именно они нужны и какими вы видите их перспективы?

Представьте себе ситуацию: на рынке появляется новая перспективная технология. Потенциально она способна повысить эффективность производств в самых разных отраслях и сделать многие продукты значительно лучше. Все это прекрасно, но есть одно «но»: для начала технологию необходимо локализовать на конкретных предприятиях. И вот здесь начинаются проблемы. Почти всегда такой процесс требует времени и больших трудозатрат. Для того чтобы облегчить производителям эту задачу, мы работаем над созданием специализированных инжиниринговых компаний. Они будут внедрять инновационные решения на производствах заказчиков. В настоящий момент мы отобрали три подобных компании и сейчас планируем их будущую деятельность.

Скажите, какая часть российских предприятий наноиндустрии использует собственные оригинальные технологии, а какая — заимствует решения на стороне?

К сожалению, такой статистики по российским нанопроизводителям пока просто не существует. На сегодняшний день порядка 400 российских компаний позиционируются как предприятия наноиндустрии. С частью производителей фонд уже выстроил отношения, и мы имеем представление об их продуктах и технологиях. С другими компаниями нам только предстоит познакомиться. Одна из задач конгресса состоит как раз в том, чтобы собрать всех российских производителей нанопродукции на одной площадке, посмотреть им в глаза и спросить: «Кто вы?» Нам очень важно пригласить к диалогу предприятия наноиндустрии и обсудить с ними проблемы, стоящие перед отраслью. Обсудить и выработать пути их решения.

Источник: Коммерсант Review. Нанотехнологии, 17.09.2012

http://www.rusnano.com/…x/Show/34561



nikst аватар

В сентябре в Москве пройдет первый Конгресс предприятий наноиндустрии, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ. О целях конгресса и проблемах, с которыми сталкивается отрасль сегодня, REVIEW рассказал генеральный директор фонда Андрей Свинаренко.

  • Хорошее интервью… Коротко, ясн о, информативно… Без лишней демагогии и воды…

Успехов всем организаторам и участникам когресса!.. Плодотворной работы и положительных результатов!..


Между прочим, всё выше сказанное прекрасно дополняет вот эти материалы:

Проблемы восприятия нововведений

В последнее время всё острее встаёт вопрос о так называемой проблеме коммерциализации нововведений. Практика показывает, что мало успешно провести НИОКР, создать перспективную разработку. Последняя должна найти благоприятный приём в обществе, в организации, на рынках сбыта. Описание и анализ препятствий и барьеров на пути этого процесса и составит содержание этого блога…

Часть I – http://www.park.futurerussia.ru/…vvedeniy/77/

Часть II – http://www.park.futurerussia.ru/…vvedeniy/81/

Часть III- http://www.park.futurerussia.ru/…vvedeniy/90/

Часть IV – http://www.park.futurerussia.ru/…vvedeniy/99/

Часть V – http://www.park.futurerussia.ru/…vedeniy/118/

Часть VI – http://www.park.futurerussia.ru/…vedeniy/129/


.

Нанотехнологии – комплексный системный подход

nikst аватар

Обращение

Председатель правления ОАО “РОСНАНО” Чубайс Анатолий Борисович

Конференц-Центр Swissotel Красные Холмы Москва, Космодамианская наб., 52/8

Уважаемые коллеги!

  • Прошло 5 лет с момента запуска государственной программы поддержки развития отечественной наноиндустрии. Еще недавно к ней можно было отнести лишь пару десятков инновационных предприятий, созданных учеными-энтузиастами. Сегодня это вполне сформировавшийся сегмент экономики с годовой выручкой почти 150 млрд. рублей.

Мы прошли серьезный путь. Но неверно измерять его только количеством открытых предприятий или инфраструктурных проектов.

Мне кажется, куда важнее, что нанопроизводители сами начинают осознавать общность задач, проблем и интересов.

Именно поэтому проведение Конгресса предприятий наноиндустрии представляется мне крайне актуальным. Убежден, что это мероприятие станет полезным инструментом дальнейшей отраслевой интеграции, выработки общей повестки дня и консолидированной позиции по самому широкому спектру вопросов.

Удачной вам работы!

А.Б.Чубайс

http://www.congressnano.ru/