«В модное слово «нанотехнологии» нельзя вкладывать примитивный смысл»

В 2010 году корпорация «РОСНАНО» приступила к реализации нового образовательного проекта – Школьной лиги РОСНАНО. О том, каких результатов удалось достичь и как реализуется проект сегодня, в интервью «Вестнику образования» рассказала директор Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО) Елена Соболева

persone-soboleva-elena.jpg

Елена Николаевна, в чем заключается основная идея проекта? Что представляет собой Школьная лига РОСНАНО?

Основная идея проекта – способствовать популяризации нанотехнологий через работу со школьниками, а в более длительной перспективе – подготовке кадров для наноиндустрии.

Школьная лига – это профессиональный педагогический проект, который не сводится к стремлению представителей бизнеса поучаствовать в работе системы образования. Это не отдельный образовательный центр, не инициативная группа педагогов или ученых, а сеть школ – на сегодняшний день 21 школа является членом Лиги, еще 35 школ — партнерами. Они объединены общими представлениями о том, как правильно организовать образовательное пространство, как преподавать естественно-научные дисциплины, как проводить повышение квалификации учителей и что надо сделать, чтобы детям просто было интересно.

Как развивался проект?

Разрабатывать идею мы начали более двух лет назад. Был объявлен конкурс, чтобы найти оператора проекта – организацию, в которой были бы собраны люди, понимающие и в нанотехнологиях, и в педагогике, готовые работать в соответствии с современными представлениями о школе. Наиболее серьезную и интересную заявку мы получили от санкт-петербургского образовательного центра «Участие», созданного еще в 1990-е годы группой молодых педагогов – учителей, директоров школ, преподавателей СПбГУ.

Центр «Участие» подготовил проектные предложения, и в 2010 году появилось название «Школьная лига». В декабре 2011 года на наблюдательном совете Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО был заслушан отчет проекта «Школьная лига» и принято решение об учреждении автономной некоммерческой организации «Школьная лига РОСНАНО». Это ассоциация, количество членов которой будет увеличиваться.

Как происходит отбор школ?

По результатам открытого конкурса. На сайте Школьной лиги http://www.schoolnano.ru/ есть вся информация о деятельности организации, и вообще открытость — принцип нашей работы. Каждая школа, которая хотела бы войти в состав Школьной лиги, может подать заявление, сообщить информацию о себе. Конечно, у школы должны быть свои инициативы, соответствующие основным направлениям деятельности Лиги, — ведь основную образовательную программу каждое образовательное учреждение формирует самостоятельно, и педагогический коллектив не должен бояться инноваций.

Окончательное решение о включении школы в состав Лиги принимают эксперты без участия компании «РОСНАНО».

Что меняется в школе после ее вступления в Лигу? Там начинается преподавание нанотехнологий?

В том виде, в каком они преподаются в вузах для студентов соответствующих специальностей – конечно, нет, но практически во всех школах Лиги есть разные спецкурсы, связанные с нанотехнологиями. Они рассчитаны на старшеклассников, их ведут хорошо подготовленные учителя, используя учебные пособия, выпущенные специально для этих целей (на наш взгляд, замечательные пособия для школьников по нанотехнологиям написаны преподавателями Ульяновского государственного университета). А в основном и начальном звене школы речь идет просто о развитии интереса к естественнонаучным дисциплинам, например, через проекты, которые дети реализуют вместе.

Роль Школьной лиги заключается в том, чтобы привлечь лучшие силы для разработки программ, помочь сделать кейсы из реальной производственной практики, оказать методическую поддержку, привлечь специалистов, например, из числа членов Нанотехнологического общества России. Главное – чтобы в модное слово «нанотехнологии» не вкладывался примитивный смысл. Поэтому к работе со школами приглашены профессионалы — как те, кто исследует нанотехнологии, так и те, кто понимает, как организовать бизнес в этой сфере. Учителя и дети получают возможность с ними общаться.

Что это за люди?

Например, это руководитель компании «НТ-МДТ» Виктор Быков, который возглавляет Нанотехнологическое общество России, ученый-биолог с мировым именем Константин Северинов, который сейчас работает в Институте генетики РАН. Оба они в 2011 году участвовали в работе летней школы Школьной лиги, которая проводилась в Пензенской области – этот регион претендует на роль мирового лидера в производстве искусственных сердечных клапанов. Есть среди участников представители проектных компаний, в том числе компании «Оптоган», созданной в Санкт-Петербурге учениками Жореса Алферова.

Мы исходим из того, что детей вряд ли удастся увлечь теорией, оторванной от реальной жизни, и если о нанотехнологиях им рассказывают только педагоги, это не вызовет такой интерес, как совместная работа с учеными и сотрудниками компаний – желательно молодыми. Общаясь с детьми, они формируют их отношение к будущей профессии, и дети понимают не только значение естественно-научного образования, важности профессии инженера или биолога, но и представляют себе путь, который проходит идея на разных этапах ее реализации вплоть до превращения в инновацию.

В этом году на летнюю школу в Казани мы также планируем пригласить специалистов в области нанотехнологий.

Как взаимодействуют учителя и дети школ, входящих в Лигу, вне рамок летних школ, в течение учебного года?

Поскольку школы Лиги расположены в разных регионах, их объединяет Интернет. Получается распределенная структура, позволяющая обмениваться лучшими образовательными практиками, проводить конкурсы. Например, конкурс «Журналист» заключается в том, что ребята приходят на предприятия нанотехнологического профиля в своих регионах, описывают увиденные там технологии и размещают репортажи в открытом доступе.

Вообще, распределенная структура Лиги – отнюдь не новшество для российского образования. В рамках программы информатизации образования Национальный фонд подготовки кадров создал в нескольких регионах систему межшкольных методических центров – региональных координационных центров (ММЦ-РКЦ). В начале 2000-х годов учебные центры для учителей открывала Федерация Интернет Образования, а в 1990-е годы возникли университетские центры Интернет по всей России. Эти структуры какое-то время существовали на гранты, а потом, выполнив свою функцию, «растворялись» в системе образования. Изначально они задумывались как внесистемные элементы, с помощью которых можно осуществить преобразования. Здесь можно вспомнить слова покойного Евгения Сабурова, научного руководителя Федерального института развития образования, о том, что традиционная система образования сама себя реформировать не может – нужно воздействие извне.

Школьная лига, конечно, опирается на традиционную систему образования – школы, но создает профессиональную сеть для общения, используя современные внесистемные методы.

Сеть ММЦ-РКЦ и Федерация Интернет Образования занимались, прежде всего, повышением квалификации учителей. А Школьная лига?

Это одно из ключевых направлений ее работы. Онлайн-конференции для учителей Школьная лига проводит ежемесячно, раз в три месяца – очные конференции. Дело в том, что нанотехнологии – это междисциплинарная область, здесь необходимо объединять усилия учителей химии, физики, биологии для достижения результатов образования, которые в новых стандартах названы метапредметными. Вместе с профильными специалистами высшей школы команды учителей разрабатывают новые темы и задачи на междисциплинарной основе. Руководит этой работой Елена Ивановна Казакова – профессор СПбГУ, научный руководитель Школьной лиги. Кейсы из области нанотехнологий, переложенные учителями на «педагогический» язык, становятся доступными их коллегам и ученикам.

Чтобы достичь целей, которые Лига перед собой ставит, нужен, прежде всего, современный учитель, и мы должны обеспечить учителя самыми свежими методическими материалами, организовать общение с носителями знаний, научить использовать метапредметный подход, проектный метод, опираясь на современные научные достижения и опыт предприятий.

А в чем заключается интерес компании «РОСНАНО» во всей этой работе?

Собственно ОАО «РОСНАНО», которое представляет собой инвестиционный фонд, к деятельности Школьной лиги прямого отношения не имеет. Работу Школьной лиги курирует Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО – некоммерческая организация, которая занимается созданием условий для развития наноиндустрии в России, в том числе вопросами подготовки кадров. При этом ОАО «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ – единая группа, нацеленная на формирование наноиндустрии в Российской Федерации. И наш интерес заключается в том, чтобы способствовать профориентации школьников и росту внимания к естественно-научному образованию. Мы хотим, чтобы старшеклассники получали хорошую подготовку и поступали не только в гуманитарные и социально-экономические вузы, но и выбирали инженерные профессии. Этот выбор не навязывается, но для него можно создать необходимые условия.

Есть еще одно обстоятельство. Для формирования и развития рынка наноиндустрии нужны грамотные потребители, понимающие, что новые технологии способы улучшить качество самых разных продуктов, сделать их более адекватными требованиям времени, что, в конечном счете, приведет к улучшению качества нашей жизни. Уже в школьном возрасте люди должны понимать, что в развитии производств есть ограничения, связанные с безопасностью, стандартами качества, что среди новых предприятий в сфере высоких технологий, выпускающих продукцию XXI века, очень много малых и средних, и т.д.

Не приводит ли членство в Школьной лиге к тому, что учеба превращается в «одни сплошные нанотехнологии»?

Нет, конечно. В обязательную программу Школьная лига вообще не вмешивается – дети изучают то, что изучали бы и в обычной ситуации. Но каждая школа в зависимости от своих особенностей, задач, контингента и прочих факторов включает в основную образовательную программу дополнительные элементы, обусловленные ее участием в работе Школьной лиги.

Мы не претендуем на то, чтобы диктовать – что изучать на уроках химии, физики или биологии. Но со временем, накопив достаточный опыт, АНО «Школьная лига» как сетевое объединение наверняка сможет давать свои предложения по содержанию федеральных государственных образовательных стандартов.

Какие это могут быть предложения? Сейчас, после разработки стандартов с рамочными требованиями, возникает вопрос об обновлении содержания образования, идет работа по созданию общественных советов, отвечающих за содержание естественно-научного и математического образования.

Есть очевидные вещи, о которых мы можем говорить уже сегодня. Школьное образование не должно быть перегружено слишком детализированной информацией, которая все равно не остается в голове. Принципиально важно, чтобы в естественно-научном блоке были межпредметные связи, чтобы учителя разных дисциплин взаимодействовали между собой. Еще одно возможное пожелание – ориентация на практику: как в жизни, в работе использовать теоретические знания. Конечно, речь не идет о том, чтобы дети вникали в тонкости коммерциализации технологий, но представление об этом закладывается еще в школе. Все это, на мой взгляд, имеет отношение к массовой школе, а если говорить о талантливых детях, то нужны еще и специальные методы работы с ними.

Другой вопрос, что в старших классах все это нужно сочетать с подготовкой к ЕГЭ. Конечно, на выпуске из школы необходим единый измеритель, но формы работы, не связанные с подготовкой к экзаменам, так или иначе оказываются на втором плане. И мы стараемся поддерживать интерес к олимпиадному движению — РОСНАНО уже пять лет участвует в организации олимпиады по нанотехнологиям для школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!».

Можно ли говорить о влиянии бизнеса в лице РОСНАНО на образование?

Применительно к школе говорить о нашем влиянии довольно сложно – оно опосредовано Школьной лигой как профессиональной сетью. Участие в Школьной лиге для каждой конкретной школы – это инструмент развития: она получает возможность развиваться за счет ресурсов не только собственных, но и внешних, что дает определенные конкретные преимущества.

Что касается влияния бизнеса на профессиональное образование, то оно возможно через профессиональные стандарты – здесь связь прямая, поскольку у бизнеса есть запрос на подготовку кадров. РОСНАНО занимается разработкой профессиональных стандартов, участвует в формировании содержания программ дополнительного образования и магистерских программ, в том числе целевых, выпускающих специалистов по исследованиям и разработкам. Вузы в отличие от школы готовят кадры для рынка труда, и образовательные программы там должны строиться, исходя из сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.

Автор: Борис Старцев

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (1 vote)
Источник(и):

Нанотехнологии и наноматериалы

Интернет-издание «Просвещение»