США завоюют дальний космос на российских двигателях

США заявили о том, что создают тяжелую ракету для экспедиций в дальний космос. На этой ракете уже предлагают использовать двигатели российского происхождения, а сама она появилась как результат наведения порядка в американской космонавтике. Агентство НАСА в среду сообщило, что выбрало проект новой ракеты-носителя SLS (Space Launch System), которая будет выводить в космос будущие американские космические корабли для исследования Солнечной системы. Об этом говорится в сообщении американского ведомства.

«Эта ракета… обеспечит США лидерство в космосе и вдохновит миллионы людей во всем мире», – заявил глава НАСА Чарльз Болден, представлявший проект публике. Итак, после того, как летом 2011 вышли на пенсию «шаттлы», американцы готовят что-то новое.

437397033.jpg Рис. 1. Ракета-носитель SLS на старте.

Наследник «Сатурна»

НАСА делает заявку на создание нового тяжелого носителя. Предыдущим таким изделием был Saturn V разработки Вернера фон Брауна. Именно на «Сатурнах» выводились в космос американские «Аполлоны», летавшие к Луне.

И параметры у этих ракет в чем-то схожи. Носитель проекта SLS будет способна доставлять 70 тонн груза на низкую околоземную орбиту, а при использовании дополнительной ступени сможет поднять нагрузку до 130 тонн.

На первой ступени ракеты будут ставиться, в разных версиях, от трех до пяти RS-25D/E – это модификация маршевых двигателей тех же «шаттлов». А вот вторая ступень опять возвращает нас к детищу Вернера фон Брауна. На ней планируется установить двигатель J-2X – усовершенствованный вариант J-2, на которых в 60-е годы взлетали «Сатурны».

В облик ракеты вписаны также отделяемые боковые ускорители. Поначалу их предполагается сделать твердотопливными. Технология таких разгонных блоков американцам хорошо знакома со времен «шаттла», это отработанное решение, и в этом его плюс.

Однако у такого подхода есть и оппоненты. Они, как правило, говорят о необходимости использования передовых технологий за счет повышения отраслевой конкуренции. Возглавляет эту группу консорциум фирм Aerojet (разработчики) и Teledyne (производители двигателей).

Aerojet плотно занималась другим перспективным американским носителем – Taurus II. Это легкая ракета, выросшая из твердотопливного коммерческого проекта носителя для запусков небольших спутников.

Особенность в том, что на Taurus II предлагалось применить российский ракетный двигатель НК-33, четырьмя десятками которых Aerojet разжился в середине 90-х по откровенно бросовой цене в 1 млн долларов за штуку.

Будущее Taurus II пока весьма туманно, а такой грандиозный проект, как SLS, все-таки имеет политические гарантии. Aerojet заявляет, что готова творчески переработать AJ-26 (так на фирме называют имеющиеся НК-33), запустить его в производство и создать на его базе кислород-керосиновый разгонник для SLS.

Впрочем, шансы такой экстравагантной разработки в соревновании за право делать разгонники невелики. И не только из-за некоторой экзотичности самой идеи, но также и по причинам политического свойства.

398864881.jpg Рис. 2. Шаттлы уходят на пенсию.

Политические осколки «Созвездия»

Программа SLS на текущий момент – по сути, компромиссная утилизация имеющихся у США технологий и производств в сочетании с некоторыми решениями многострадальной программы «Созвездие».

Проект «Созвездие» был запущен в 2004 году Джорджем Бушем, и должен был ответить на серьезные вопросы: что будет в американской космонавтике после «шаттлов»? Проект включал в себя линейку новых ракет-носителей (Ares) и новый многоразовый космический корабль (Orion). В качестве одной из важнейших целей анонсировалось возвращение американцев на Луну – как средство подтверждения национальных приоритетов в космонавтике.

Но время шло, денег в американской казне не прибавлялось, рождались все более и более спорные технологические решения, в идеологии проекта все сильнее путались совершенно разные задачи, а расходы на новые изыскания и испытания росли. Параллельно с этим нарастало и недовольство экспертного сообщества.

В итоге, подвергаясь уничижительной критике со стороны авторитетных инженеров и астронавтов и давлению политических кругов, «Созвездие» медленно мутировало в направлении наименьшего сопротивления. И наименьших расходов.

Постепенно стало понятно, что у Ares будущего нет: проект этих ракет получил отдельную порцию пристального внимания от критиков. В том числе за совершенно ненормальные, по мнению американских экспертов, показатели по стартовым вибрациям, ставившим под сомнение здоровье астронавтов. Кроме того, ставился и вопрос о будущей цене вывода коммерческой нагрузки на орбиту.

Принято считать, что программу «Созвездие» окончательно похоронил Барак Обама. Однако на самом деле речь должна идти не о похоронах, а скорее о генеральной уборке в отрасли.

Фактически, администрация Обамы привнесла долю трезвого прагматизма в эклектический замысел Буша. В исходном «Созвездии» смешали в кучу коммерческие низкоорбитальные запуски с исследовательскими дальними миссиями, – и всех их попытались решать на одной линейке технических средств. Теперь же эти направления будут разделены.

С другой стороны, администрация Белого Дома в рамках борьбы за сокращение издержек все настойчивее требовала обеспечить для новой космической программы максимальную преемственность с уже имеющимися решениями. Это касалось не только технологий (двигатели от «Сатурнов» и «шаттлов»), но и устоявшихся производств, а также наземной пусковой инфраструктуры.

Расстановка приоритетов

Дата первого старта новой американской ракеты осторожно отнесена на 2018 год. Амбициозный проект нового тяжелого носителя, конечно, красив сам по себе как замысел, и без него будет трудно вернуться на Луну или выдвинуться еще дальше в Солнечную систему. Но летать на орбиту нужно уже сейчас: ведь «шаттлы» с этого лета окончательно вышли на пенсию.

Если посмотреть на перспективные средства выведения, то «снизу» SLS уже серьезно поджимает ракета Falcon IX, разработанная «космическим стартапом» SpaceX Элона Маска. Та же фирма уже почти довела до ума космический корабль Dragon, протестировала его в беспилотном режиме, и в конце этого года уже готова провести первую пробную стыковку с МКС.

И это полностью вписывается в выбранную Вашингтоном стратегию развития космонавтики, на основании которой было переформатировано «Созвездие». Коммерческие пуски людей и грузов на околоземные орбиты отдадут космическим «частникам». Останется своя ниша и у военных.

А вот НАСА займется тяжелыми носителями SLS и космическими кораблями для исследования дальнего космоса. Так что, когда Барак Обама рисовал фантастические картинки миссий на Марс с использованием техники, созданной на «руинах» программы «Созвездие», он был не так далек от истины. Реализация может и подкачать, но замысел проекта обозначен исключительно точно и ярко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции NNN.

Автор: Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.3 (12 votes)
Источник(и):

1. РИА Новости