Не можешь – научим!

В последнее время стало модно говорить о переходе к новой парадигме образования – не на всю жизнь, а через всю жизнь. Как это воплотить на практике – своё видение представило Минобрнауки России в концепции развития системы непрерывного профобразования.

Документ обсудили на заседании экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» № 7 «Рынок труда, образование, миграционная политика».

В современном мире человеку постоянно нужно повышать квалификацию, считают в профильном министерстве. Объём информации всё время увеличивается, так что необходимо получать новые знания и совершенствовать свои умения. Только в этом случае можно выдержать жёсткую конкуренцию на рынке труда. По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80 процентов используемых сегодня технологий устареет, а у четырёх пятых работников будет образование, полученное более 10 лет назад.

В проекте концепции, рассчитанной до 2015 года, говорится, что наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан и безработных) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы. Решение этой задачи приобретает особую важность в условиях неблагоприятной демографической ситуации: до 2020 года численность населения в трудоспособном возрасте сократится в России более чем на 10 процентов.

Концепция состоит из четырёх основных разделов. В первом описан объём, структура и содержание образовательных программ переподготовки кадров. Во втором – механизмы организации образовательного процесса. В третьем – система независимой оценки качества. И в четвёртом – финансирование программ.

Так, в первом разделе авторы документа предлагают разработать национальную рамку квалификаций – как основу для профстандартов. А ещё – сформировать связь между содержанием программ и реальной потребностью экономики в кадрах. Среди основных механизмов называют переход к модульному построению программ и активному применению технологии дистанционного обучения. Для независимой оценки качества подготовки кадров будут развивать процедуры рейтингования программ, что обеспечит здоровую конкуренцию между участниками рынка, а также расширять практику общественно-профессиональной аккредитации. Наконец, финансирование системы непрерывного образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, в том числе специальные фонды, работодателей и самих граждан. Денежные средства в виде сертификатов, чеков и ваучеров будут предоставляться работникам государственных и муниципальных учреждений (или их работодателям), чтобы каждый из них мог самостоятельно выбрать подходящую форму обучения.

На уровне концепции определены общие подходы к развитию системы непрерывного образования.

«В концепции нет комплексного взгляда на проблему непрерывного образования, – отметил Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции НИУ-ВШЭ. – Как можно говорить о развитии системы до 2015 года – за это время не удастся подготовить даже одно поколение бакалавров. Чтобы система развивалась, нужно внести изменения в образовательное законодательство, трудовое и налоговое. Только в этом случае удастся привлечь деньги бизнеса, работодателей на развитие системы непрерывного образования. Комплексный пакет мер позволит заработать всем предложенным в концепции мерам».

Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, посоветовал отдельным блоком включить в концепцию управленческое образование. По непонятным причинам оно оттуда выпало. Алексей Гусев, научный сотрудник московской школы управления «Сколково», предложил обратить внимание на образование для пожилых людей. Эта тема почти не нашла отражение в концепции. А между тем, в России увеличивается процент стареющего населения, и тенденция эта усиливается. Люди пенсионного возраста могли бы получать дополнительное образование (необязательно высшее) и вовлекаться в трудовую деятельность, что крайне актуально для нашей страны в связи с низким пенсионным возрастом и плохой демографией.

Ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов поддержал эту идею и предложил сделать в концепции несколько предметных разделов: образование для пожилых, для молодых неудачников (тех, кто окончил вуз, но не смог устроиться на работу) и т.д.

«Концепция непрерывного образования должна отвечать на ряд вопросов и, в частности, на главный: какова в этом роль государства, – считает ректор Вышки. – Роль эта, на мой взгляд, сводится к субсидированию, прогнозу, мониторингу эффективности программ, выдаче госдокументов. При составлении документа, прежде всего, надо определиться: следует ли на эти программы привлекать общественные средства. Ответ совсем не очевиден. У нас в стране бездарно тратятся огромные деньги на решение проблем безработных. Часть этих средств можно было бы направить на субсидирование эффективной системы профессионального образования».

Что касается госрегулирования сектора непрерывного образования, то, по мнению г-на Кузьминова, оно должно быть минимальным. Допобразование остаётся доверительным товаром. Хотя риски для потребителей значительно ниже: люди платят деньги за учёбу, имея более чёткие представления, что им нужно от образования. В связи с этим роль госрегулирования этого сектора на порядок ниже, чем сектора основного образования. И это следует отразить в концепции. В данном случае надо ориентироваться на принципы необходимого минимума.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (1 vote)
Источник(и):

STRF