МГУ открывает бизнес-инкубатор
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В марте 2011 года Научный парк МГУ имени М. В. Ломоносова открывает конкурс на право стать резидентом студенческого бизнес-инкубатора. О том, как работает Научный парк и каким будет бизнес-инкубатор в интервью UNOVA рассказал руководитель образовательных проектов организации Юрий Митин.
На фото: Юрий Митин,
руководитель образовательных
проектов Научного парка МГУ
Что такое Научный парк МГУ им. Ломоносова?
Научный парк МГУ – это специальная структурная единица, которая помогает развитию инновационных проектов в университете. Он был создан в начале 90-х годов, это один из старейших научных парков в России. Мы помогаем проектам пройти стадию от идеи до конкретного бизнеса. Сейчас резидентами научного парка являются 45 компаний, годовой оборот – больше 150 млн. рублей. В парке есть ключевые образовательные программы, мы предоставляем консалтинг по развитию проектов.
Как стать резидентом научного парка?
Нужно быть уже работоспособной компанией, пройти стадию seed и start-up, развиваться в полной мере и показывать конкретные результаты на рынке. Текущие резиденты расположены и в главном здании, и в небольших помещениях, которые расположены рядом. Чтобы стать резидентом, необходимо подать заявку. Арендной площади сейчас катастрофически не хватает, поскольку у нас большой поток проектов. Проектам самой ранней стадии мы помогаем за счет консалтинга, образовательных программ.
С 2011 года мы создаем структуру, которая называется «Студенческий бизнес-инкубатор». Я являюсь его генеральным директором. Мы будем помогать проектам с начальной идеей и конкретной разработкой получать площади и развиваться.
Есть уже отобранные в инкубатор проекты?
Бизнес-инкубатор – это структура, которая будет создаваться в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Будет большой конкурсный отбор, он стартует с марта 2011 года. Сейчас у нас формируется общий список претендентов на конкурс. Будет экспертное жюри, экспертный совет, который отберет проекты, будет несколько стадий отбора. Я думаю, реальные резиденты после серьезного конкурсного отбора появятся не раньше мая 2011 года. В рамках программы «Формула успеха» мы отобрали один из проектов, который продемонстрировал большие перспективы для развития. В первом этапе отбора будет один из проектов «Формулы успеха».
Какого рода поддержку будут получать проекты?
В рамках студенческого бизнес-инкубатора будет выделено конкретное помещение, которое будет оборудовано всей инфраструктурой. Мы будем предоставлять весь необходимый консалтинг, начиная от образования и заканчивая отделом продаж инновационной продукции. В этом помещении, которое будет на территории МГУ, будет происходить инкубирование проектов – от seed до start-up и дальше в рынок.
Вы помогаете проектам найти инвесторов?
Да, конечно. В рамках Научного парка МГУ функционирует отдел консалтинга, у нас есть хорошие рабочие связи с венчурными фондами, с государственными фондами, с конкретными программами финансирования. Мы также сотрудничаем с этого года с фондом посевных инвестиций РВК, являясь аккредитованным венчурным партнером. У любого проекта, который может и не являться резидентом Научного парка, есть возможность через нас подать заявку в фонд посевных инвестиций. Это не проблема, благо фонд находится в соседнем здании.
А из частных инвесторов кто с вами сотрудничает?
У нас есть выходы на Содружество бизнес-ангелов (СБАР), на различные сети. Плюс есть индивидуальные инвесторы, которые работали с нами в разные годы. В частности в этом году мы очень серьезно работали с Константином Куликовым, советником СБАР. В индивидуальном случае мы можем предложить проекту в качестве консалтинга помощь индивидуального инвестора. Но это уже целевой индивидуальный консалтинг – это конкретная история в зависимости от специфики проекта.
Какие у вас ставки на арендные площади?
Сейчас большая проблема с площадями, поскольку количество проектов превышает возможности. Поэтому нагрузка на 2011 года уже практически вся расписана. Конкурс серьезный – по несколько компаний претендуют на одну арендную площадь. Нужно признать, что в данном случае это классическая околорыночная ставка. Если говорить о льготных помещениях для проектов на самой начальной стадии, то лучше обращаться в студенческий бизнес-инкубатор с 2011 года.
Получается, стать вашим резидентом довольно сложно.
Я бы не сказал, что это сложно – это возможно. Вопрос в том, чтобы оказаться в нужное время в нужно месте и поймать тот самый момент, когда освобождаются помещения. Мы стараемся быть максимально открытыми ко многим проектам. Есть такой стереотип, что Московский университет работает только с проектами, которые развиваются внутри университета. Мы абсолютно открыты для многих и многих технологий.
В научном парки есть свои истории успеха?
Приведу несколько компаний, которые уже развиваются в рамках Научного парка. Это компания ISS, система видеонаблюдения, которая создавалась на заре 90-х и сейчас активно работает. Из выпускников программы «Формула успеха» у нас есть лауреат Инновационного конвента 2008 года Гермес Чилов, генеральный директор компании «Молекулярные технологии». В 2004 году он пришел к нам на программу в качестве обычного аспиранта, который собирался развивать свои технологии. Проекты есть, они функционируют. В рамках нашей образовательной программы было выпущено уже более 40 проектов. Эти компании развиваются, кто-то с большим успехом, кто-то на небольших оборотах, но это уже созданный действующий бизнес.
При отборе у вас есть какие-то приоритеты?
Конечно, есть определенный ряд критериев. Необходимо, чтобы была определенная инновационность, быстрая коммерциализация технологии, большой рынок. В целом для резидентов это не просто бизнес-центр, где отбирают любой проект, который занимается предоставлением пластических услуг или продажей диетических товаров. Ключевая цель – именно коммерциализация, коммерциализация НИОКР. В ряде случаев, если проект имеет большие перспективы на мировом уровне или на всероссийском уровне, то есть на первое место поставлена не инновационность, а именно захват рынка, мы можем их сделать резидентами Научного парка МГУ.
Как происходит финансирование Научного парка?
Научный парк является закрытым акционерным обществом, это коммерческая структура, которая существует уже больше 18 лет. Это организация, которая финансируется за счет арендных платежей, плюс есть конкретные программы государственного финансирования на поддержку предпринимательства, на проведение образовательных программ. Конкретные инициативы могут финансироваться частично за счет поддержки МГУ, частично – за счет целевой поддержки либо фонда, либо конкретного департамента, который занимается поддержкой предпринимательства. Но в целом Научный парк МГУ – это самоокупаемая, самодостаточная организация.
Автор: Алексей Гусаков
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев