«Сдача» Яндекса: мы вместе

Автор оригинала: Alexander Marrow. Перевод – Александр Смит. Сегодня я хотел бы поделиться с вами срочной новостью, которая, по моему мнению, доказывает два факта, а именно: то, что мнение больших масс людей (сообществ, коммьюнити, эгрегоров – называйте как хотите) является достаточно рабочим инструментом воздействия на управленческий аппарат; “те, кто должен видеть и сообщать”, видят и сообщают. Прошу прощения за максимально расплывчатые определения, однако точнее я сформулировать не могу, поскольку нахожусь на своем уровне понимания, а что самое главное, доступа к информации.

Не так давно (если точнее – 22 января 2024 г.) я написал статью, в которой выражал свои претензии к системе подбора персонала в компании Яндекс. Как мне кажется, статья была опубликована в нужный момент, поскольку за две недели нахождения статьи на Хабре ее прочитали почти 100.000 человек.

Безусловно, я использовал простое средство для привлечения внимания к статье (кликбейтный заголовок), и уверен, это помогло со статистикой.

Тем не менее, текущая статья ни в коем случае НЕ ЯВЛЯЕТСЯ продолжением темы недовольства аспектами работы Яндекса, а попыткой связать воедино ряд событий.

В этой части статьи я хотел бы представить вам перевод публикации под названием Почему продажа российского Яндекса за $5,2 млрд имеет большое значение в очень известном международном издании Reuters.

ЛОНДОН, 5 февраля (Рейтер) – В понедельник после многомесячных переговоров было объявлено о сделке по продаже ключевых российских активов технологической группы Яндекс (YNDX.O), которую часто называют «российским Google», консорциуму российских инвесторов за $5,2 миллиарда наличными и акциями.

Вот почему эта сделка имеет большое значение.

Крупнейший российский технологический актив

Москва давно стремилась получить больше влияния на «Яндекс», созданный во время бума доткомов в конце 1990-х годов, поскольку он стал ключевым игроком в таких онлайн-сервисах, как поиск и реклама, электронная почта, поездки на автомобиле, электронная коммерция, облачные и потоковые сервисы.

В результате продажи группе российских инвесторов «Яндекс» впервые окажется под контролем только российских компаний.

У «Яндекса», который в 2011 году вышел на биржу Nasdaq через зарегистрированную в Нидерландах холдинговую компанию Yandex NV, free-float составляет почти 88%, а среди его акционеров много западных инвесторов.

«Это именно то, чего мы хотели добиться несколько лет назад, когда "Яндекс» был под угрозой поглощения западными IT-гигантами«, – сказал Антон Горелкин, заместитель главы комитета российского парламента по информационной политике. Яндекс – это не просто компания, это достояние всего российского общества».

«Яндекс» стал полноценной российской ИТ-компанией".

Под давлением требований Кремля в части выдаваемого содержания информационных материалов «Яндекс» продал свой новостной агрегатор и другие онлайн-ресурсы государственному конкуренту VK в конце 2022 года, стремясь деполитизировать свой бизнес. После этого компания начала работу над корпоративной реструктуризацией.

Корпоративный выход

После начала СВО в феврале 2022 года десятки компаний с иностранным капиталом покинули рынок, причем многие из них отказались от активов на невыгодных условиях.

Кремль требует скидку не менее 50 % на сделки с участием иностранных владельцев, а это значит, что, хотя «Яндекс» в основном обслуживает российский рынок, он все равно подпадает под эти условия.

Сделка на сумму 5,2 миллиарда долларов значительно ниже конечной стоимости «Яндекса» – его рыночная капитализация в 2021 году ненадолго приблизилась к 30 миллиардам долларов – но это будет одна из крупнейших сделок с начала спецоперации.

Многие компании продали активы за символическую плату, а президент России Владимир Путин распорядился временно арестовать другие, например, активы, принадлежащие Danone (DANO.PA) и Carlsberg (CARLb.CO).

Будущее яндекса

Руководители «Яндекса» в письме к сотрудникам подчеркнули, что компания останется независимой.

Предполагаемые новые владельцы, Consortium.First, будут состоять из топ-менеджмента Яндекса, фонда, контролируемого нефтяной компанией Лукойл (LKOH.MM), и еще трех компаний, принадлежащих бизнесменам Александру Чачаве, Павлу Прассу и Александру Рязанову.

Не сразу стало ясно, какое влияние может оказать новый российский владелец.

Лукойл не сразу ответил на просьбу о предоставлении комментариев.

Reuters обратилось за комментариями в компании, связанные с Чачавой и Прассом. С Рязановым для получения комментариев связаться не удалось.

Особенности сделки

Yandex NV заявила, что денежное вознаграждение по сделке – до 230 миллиардов рублей (2,52 миллиарда долларов) – будет выплачено в китайских юанях за пределами России.

Человек, знакомый с вопросом, сказал, что это была единственная валюта, которая устраивала все стороны.

Большинство российских банков были отключены от глобальной системы платежей SWIFT вскоре после начала СВО, и проведение транзакций в долларах и евро становится все более затруднительным или невозможным.

Доля китайского юаня на российском рынке резко возросла.

(1 доллар = 91,3875 рубля)

Репортаж Александра Марроу; редактирование Александра Смита

Итак, о чем это я?

Насколько я понимаю, недовольство в части методов работы компании постепенно нарастало, и это не могло не быть отмечено, как я уже сказал, “теми, кто должен видеть и сообщать”. А сеть все знает и все помнит. Но главный вывод совсем не в этом.

Единство мнений как минимум отчасти диктует выбор стратегии управления.

Общество любыми способами и под любыми предлогами пытаются разделить, раздробить на малочисленные группы, чтобы затем либо поглотить, либо управлять. Ведь принцип “разделяй и властвуй” еще никто не отменял.

Но и у общества есть очевидная контрстратегия – Единство.

И даже это великое слово, Единство, в силу политических манипуляций уже набило оскомину и стало действовать в противоположном ключе – отталкивать людей друг от друга. Вызывать злобу, раздражение и негативные эмоции.

Тем не менее, на примере компании Яндекс мы видим, что единство работает, и, казалось бы, несдвигаемые тектонические плиты приходят в движение, если приложить нужный рычаг!

UPDATE от 06.02.2024:

Здесь публикация на Хабре, в которой представлен полный текст письма руководства Яндекс, которое было отправлено всем работникам компании.

UPDATE 2 от 06.02.2024:

Бриллиантовые, драгоценные, несмотря на то, что я пытался быть максимально тактичным в выборе формулировок в рамках этой статьи, вы поспешили налепить мне столько минусов в карму, что теперь по техническим и не зависящим от меня причинам я могу отвечать на ваши комментарии только 1 раз в 5 минут. На текущий момент не отвеченными висят более 50 комментариев, но ни возможности, ни честно сказать, желания отвечать на них у меня нет.

Более того, вынужден отметить, что мое отношение к аудитории Хабра сильно изменилось (сами понимаете в какую сторону).

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (1 vote)
Источник(и):

Хабр