Поломалось — ремонтируй и давай гарантию: в ЕС расширили положения «права на ремонт». Что изменилось?

Блог компании МТС. Автор: @divolko3. В ЕС концепция «права на ремонт» развивается весьма активно — другие регионы несколько отстают. Сейчас законодатели добились того, чтобы вендор, который отремонтировал свой девайс, давал расширенную гарантию ещё на год. При этом у самого покупателя будет выбор — восстановление или замена дефектного товара. Подробности — под катом.

Что там с заменой и ремонтом?

Согласно положениям нового законопроекта, вендор, который продал покупателю дефектный девайс или бытовую технику, должен предоставить товар на замену или отремонтировать то, что плохо работает. При этом срок, в течение которого можно будет вернуть некачественное устройство, составляет не менее двух лет.

remont1.png

Если же пользователь решил отремонтировать у вендора его продукт, то срок гарантии продлевается на 12 месяцев с момента, когда товар приведён в рабочее состояние. Этот период может быть увеличен по решению страны-члена Европейского союза.

Добавление срока в 12 месяцев является частью предварительного соглашения между Европейским парламентом и Советом о том, как имплементировать директиву Европейской комиссии о праве на ремонт, утверждённую в марте 2023 года. Законодателям ещё предстоит официально принять соглашение, которое вступит в силу через 20 дней со дня публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

«После принятия новые правила предоставят потребителям расширенное “право на ремонт”, как в рамках юридической гарантии, так и вне её, что упростит и сделает более дешёвым ремонт продуктов вместо замены их новыми», — заявили представители ЕС.

Недавно согласованный законопроект предусматривает, чтобы «производители выполняли необходимый ремонт в разумные сроки и по разумной цене, чтобы потребители могли сделать выбор в пользу ремонта», — говорится в комментарии чиновников к документу.

remont2.png

В целом этот законопроект разрабатывался для того, чтобы дать пользователям возможность ремонтировать свои устройства и бытовую технику по оптимальной цене. Обычно вендор запрашивает такую сумму за ремонт, что проще купить нечто новое, чем исправлять старое. В итоге увеличивается объём электронного мусора. С этим в последнее время активно борются как в ЕС, так и в других странах.

«Благодаря достигнутому сегодня соглашению Европа делает чёткий выбор в пользу ремонта, а не утилизации», — заявила государственный секретарь Бельгии по бюджету и защите потребителей Алексия Бертран.

Она также добавила, что после реализации законопроекта в Европе не только сократится количество отходов, но и появятся новые рабочие места.

Кроме того, производители будут обязаны публиковать на своих сайтах информацию о запасных частях для техники, включая смартфоны. Власти будут следить за наличием компонентов и стоимостью ремонта в сервисных центрах.

Что ещё?

Этот законопроект является дополнением к основному документу. Его суть в том, чтобы производители гаджетов и бытовой техники обеспечивали запас деталей, которые могут понадобиться для ремонта, в течение семи лет после выхода товара. Это касается электронных устройств дороже $100. Если девайс стоит от $50 до $99, тогда запчасти должны быть доступны со стороны производителя в течение трёх лет. Если это требование не соблюдается, на компанию могут подать в суд, и, скорее всего, он примет решение в пользу покупателя.

Правда, есть в законе и места, которые можно назвать лазейками для производителей. Например, детали и инструменты для ремонта последние должны предоставлять на «справедливых и разумных условиях». Что это за справедливость и кто будет оценивать объективность условий, пока неясно. То же самое можно сказать и о новом законопроекте.

remont3.png

Ещё один интересный нюанс в том, что приставки исключены из документа. В нём прямо говорится, что «игровые консоли не входят в список подлежащих действию закона продуктов». Устройство при этом означает не просто корпус с платой, а ещё и периферийные системы, которые применяются пользователем для игры. Возможно, производители консолей лоббировали исключение своих систем из закона. Может быть, причина и в чём-то другом. Но факт остаётся фактом — девайсы, которые продаются миллионами, не подлежат действию закона о «праве на ремонт».

Это что касается американского законопроекта. В ЕС также поддерживают идею самостоятельного ремонта гаджетов и бытовых устройств пользователями. В прошлом году был принят закон, согласно которому у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запасных деталей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления дисплеев (для раскладушек и ноутбуков).

Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:

  • сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда;
  • сохранять объём на уровне 80% после 1 000 циклов заряда-разряда.

Так же, как и в США, в Европейском союзе решили обеспечить доступ сервисам по ремонту и обычным пользователям к запчастям электронных устройств и бытовой техники. Для многих таких девайсов детали для ремонта исчезают уже через несколько месяцев после продажи, и достать их можно лишь путём разборки вышедших из строя аналогичных моделей.

Кроме того, зачастую отсутствуют инструменты для ремонта, включая софт, схемы, мануалы и т. п. Чтобы улучшить ситуацию, закон предполагает доступ ко всему этому в течение 5 лет после выхода устройства в продажу.

В 2023 году в ЕС приняли закон, согласно которому все батареи в телефонах и ноутбуках должны быть съёмными. За последние несколько лет у производителей вошло в моду делать аккумуляторы внутренними, причём в некоторых случаях их ещё и снять не получится (как у ряда моделей Surface от Microsoft). Пользователь сам заменить аккумулятор не может, а сервисный центр за такую работу вполне способен запросить сумму, равную части стоимости нового устройства. Неудивительно, что при таких условиях владельцы гаджетов предпочитают выкинуть сломанный девайс и приобрести новый.

В РФ концепция тоже находит понимание. Так, Минприроды ещё пару лет назад выражало солидарность с коллегами из других стран, считая, что подобные меры приведут к снижению объёмов электронного мусора.

remont4.png

Сейчас в законе о защите потребителей говорится следующее: «Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

В целом, всё больше компаний, вендоров и производителей поддерживают «право на ремонт», что не может не радовать. Хотелось бы надеяться, что в конечном счёте объёмы электронного мусора начнут сокращаться, хотя бы и немного.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр