Минтранс РФ определил, кто будет отвечать за ДТП с беспилотными автомобилями

Минтранс РФ представил проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), доработанный после общественного обсуждения. Документ впервые указывает, кто будет нести ответственность за аварии с беспилотными автомобилями, которым уже в 2025 году разрешат ездить по дорогам без человека в салоне.

Основным ответчиком предлагается сделать владельца беспилотной машины, а не разработчика алгоритмов автопилотирования. Тем не менее, владелец будет иметь возможность переложить ответственность на производителя, диспетчера или дилера, если докажет их вину. Минтранс планирует, что закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.

С 2018 года ряд компаний, включая «Яндекс», «Сберавтотех», КамАЗ и «Магнит», проводят экспериментальные тесты на дорогах с беспилотными легковыми автомобилями и грузовиками. Во время этих испытаний на водительском сиденье всегда присутствует инженер-испытатель. Пилотные проекты показали, что использование автономных транспортных средств позволяет снизить количество аварий на 90% и сократить затраты на грузоперевозки на 30%. Однако, чтобы разрешить беспилотные автомобили без человека в салоне, требуется отдельный закон. В 2021–2022 годах правительство представляло первые два проекта закона под названием «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», но они были отправлены на доработку.

На последнем заседании рабочей группы министерство представило третью версию закона, в которой была сохранена основная концепция первоначальной версии. Этот закон устанавливает условия для допуска беспилотных автомобилей на дороги. Документ предусматривает обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, которая позволяет в дистанционном режиме перевести автомобиль в «состояние минимального риска», при котором автопилот отключается, а машина останавливается в безопасном и разрешенном месте для высадки пассажиров. Все беспилотные автомобили должны быть зарегистрированы в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В новой версии документа появился ряд дополнительных норм и ограничений. Например, вводится запрет на использование беспилотных автомобилей на участках дорог, где происходит перевозка опасных грузов. Кроме того, беспилотным автомобилям будет разрешено движение только по тем дорогам, которые имеют «цифровой двойник» — это план и карта трассы, содержащие данные о состоянии дорог, информацию о ДТП, метеоусловиях и другие сведения, которые передаются автомобилю в реальном времени. Такой «цифровой двойник» уже создан для трассы М-11. Кроме того, документ запрещает эксплуатацию беспилотных авто, если на них не установлены последние обновления программного обеспечения. После принятия закона, правительство должно разработать отдельные правила в области «информационной безопасности» для беспилотных автомобилей и их учета.

Главное отличие новой версии законопроекта состоит в подробном описании ответственности за ДТП, связанные с беспилотными автомобилями. Согласно документу, основная гражданско-правовая ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу будет лежать на владельце автономного транспортного средства, если он не сможет доказать, что вред возник в результате «непреодолимой силы» или умысла потерпевшего. Владелец ВАТС также может переложить ответственность на производителя автомобиля, если докажет, что вред был вызван конструктивными особенностями или дефектами системы управления ВАТС в целом. Если авария произошла из-за недостаточного диспетчерского контроля, ответственность возлагается на диспетчера, который отвечает за дистанционное наблюдение и при необходимости выключение автопилота. В случае недостаточного технического обслуживания, ответственность лежит на дилере.

ДТП с участием ВАТС должны оформляться только при участии сотрудника ГИБДД, а использование европротокола будет запрещено. В случае возмещения ущерба от ДТП с участием беспилотного автомобиля, страховщик будет иметь право запрашивать у владельца ВАТС информацию, записанную на «бортовое устройство», и владелец обязан предоставить эти данные. Кроме того, страховщики получат право подавать встречные иски к владельцу ВАТС, если он не обновил программное обеспечение автомобиля вовремя.

Эксперты призывают доработать документ. По их мнению, в законопроект необходимо включить положения, которые учитывали бы особенности эксплуатации высокоавтоматизированной коммунальной техники на придомовых и парковых территориях. Некоторые обеспокоены возможными перекосами в определении ответственных за возмещение ущерба при ДТП. Большая часть ответственности за эксплуатацию возлагается на владельца ВАТС, и такой подход отпугнет потенциальных предпринимателей, которые захотят оказывать услуги с использованием беспилотных авто. Кроме того, дилеры могут принуждать автовладельцев чаще проходить ТО, чтобы уберечь себя от возможных исков. А за нарушение этих правил они смогут удаленно «деактивировать» транспортное средство. Рабочая группа будет обсуждать текущую редакцию законопроекта на этой неделе, после чего проект поступит в правительство РФ, затем — в Госдуму. По плану Минтранса закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

ХайТек+