«Настоящее 3D»: как российский стартап SensoryLAB разработал аромадиффузор для ароматизации игр и фильмов

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Екатерина Хананова. Современного человека не удивить аромадиффузорами для помещений. Они стоят во многих местах, включая квартиры, торговые центры и магазины. Их можно купить или даже сделать вручную, настраивая частоту распыления и управление, например, через домашнюю IoT-систему. Но сегодня поговорим о более продвинутых вещах — ароматизация игр, фильмов — а также о научном подходе к изучению реакции людей на разные ароматы и использование этих данных для разных целей.

Интервью информационной службе Хабра дал стартап SensoryLAB — российский разработчик в области нейросенсорных технологий и технологий ароматизации. Мы поговорили с основателем стартапа Букреевым Никитой, а также двумя специалистами, отвечающими за техническую реализацию проекта: Антоном Васильевым @Barsik44 (известным Хабру по интервью про воссоздание ретроигры «Позвоните Кузе») и Денисом Саврадым. Они рассказали историю развития стартапа и создания своего устройства для ароматизации медиа-контента.

Насколько я поняла, созданию устройства предшествовало несколько лет исследований на тему нейрофизиологии?

Букреев Никита: Да, в теме ароматики наша команда с 2014 года. За это время мы сделали ряд научных публикаций, а сейчас сразу несколько членов нашей команды защищают диссертации на темы, связанные с ароматами. Мы также выступаем с соответствующими лекциями. Не все понимают, что запахи играют крайне важную роль в жизни людей. Мы ориентируемся по запаху при выборе еды, партнёра, места для отдыха, мы всегда знаем, как пахнет наш дом, и начинаем переживать, если вдруг запахи в доме меняются. Зачастую люди придают слишком мало значения ароматике в жизни.

Специфика темы ароматов в том, что это достаточно обширное поле, где ещё остаётся место чему-то новому. Например, мне всегда было интересно, какие механизмы лежат в основе предпочтений в ароматах, ведь мы не всегда можем себе объяснить причины симпатии и антипатии к ароматам, а они есть! С появлением устройства исследования стало проводить максимально просто.

С нашей сотрудницей и коллегой из НЦПЗ (Научный Центр Психического Здоровья) Надеждой Дмитриевой, например, мы изучаем, как пороги чувствительности к запахам повышаются при наличии психических расстройств шизофренического спектра и депрессивных расстройств, где человек хуже чувствует запахи или вообще не чувствует их. Есть статья, написанная совместно с Лебедевым Михаилом — нейрофизиологом с мировым именем, аспиранты которого работали у Илона Маска в Neuralink. В нашей совместной работе мы оценивали по ЭЭГ, какой сейчас человек чувствует запах. Тип аромата, например лимон или кофе, мы определяли при помощи нейросетей, а подавали запахи автоматизированно из нашего девайса. Исследования в этом направлении у нас продолжаются.

В этом году планируется выход ещё нескольких исследований, например, как аромат влияет на ощущение вкуса сладкого. То есть при помощи аромата можно менять вкусовые характеристики продукта, но насколько сильно — предстоит узнать. Испытуемый рассасывает леденец из изомальта (сахарозаменитель) и в определённый момент мы начинаем подавать определённый запах вместе с картинкой овоща, фрукта или ягоды. Картинка влияет на ощущение сладкого, но главное здесь аромат: по предварительным данным, он увеличивает ощущение сладкого вдвое.

Почему это так важно?

Букреев Никита: Мы недооцениваем вред от потери обоняния или его притупления. И особенно ярко эта проблема проявилась с пандемией коронавируса. Приведу пример. В мире насчитывается порядка 5% людей с потерей обоняния. Ещё до пандемии в США было очень классное сообщество аносмиков, которые боролись за свои права. Если человек потерял зрение или слух, он получает инвалидность. При потере обоняния — ну потерял и потерял. Сообщество добивается признания, что потеря обоняния тоже ограничение, приводящее к значительному ухудшению качества жизни человека. С помощью запахов человек выстраивает эмоциональную связь с окружающим миром. При потере обоняния рушится эмоциональная составляющая жизни, вы уже не получите такого удовольствия от еды, секса и других взаимодействий с окружающим миром. Это приводит, например, к развитию алекситимии, астении и сенсорному голоду.

Расскажите в общих чертах о вашей разработке.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр