Нападение на «Иван Хурс» и американские учения «Вызов тысячелетия 2002» как пример будущих угроз, к которым пока ещё не готов ни один флот мира

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Совсем недавно, в начале мая этого года в материале «При затягивании СВО уничтожение украинскими морскими дронами кораблей Черноморского флота ВМФ РФ – это всего лишь вопрос времени», мы говорили о рисках, связанных с украинскими безэкипажными катерами (БЭК) – камикадзе, а 24 мая 2023 года вооружённые силы Украины (ВСУ) атаковали российский разведывательный корабль «Иван Хурс» тремя БЭК-камикадзе.

Нападение произошло в момент, когда «Иван Хурс» обеспечивал безопасность газопровода «Голубой поток» в экономической зоне Турции, примерно в 140 км северо-восточнее пролива Босфор. На видеозаписи с российского корабля видно, как один из катеров уничтожается огнём, судя по всему, крупнокалиберного пулемёта.

Однако на другой видеозаписи, сделанной непосредственно с украинского БЭК-камикадзе, видно, как он подходит практически вплотную к борту корабля, после чего изображение пропадает. Это позволило украинским ресурсам утверждать, что «Иван Хурс» как минимум серьёзно повреждён при атаке. В дальнейшем были показаны кадры, как «Иван Хурс» своим ходом возвращается в порт без видимых повреждений с обоих бортов.

Что можно сказать по поводу неудавшейся украинской атаки?

Кораблю «Иван Хурс» повезло. Да, конечно, здесь сыграла огромную роль выучка и бдительность экипажа, но всё-таки повезло – это очень важный, возможно, основной фактор.

napadenie1.pngЭти малыши представляют значительную угрозу для любого надводного корабля (НК) любой страны мира

Повезло, что БЭК-камикадзе противника не были прикрыты бронелистами, что их было всего три, а не пять или десять, что пули обеспечили детонацию боевой части вдали от бортов корабля, а с последним атакующим катером вообще непонятно, и так далее и тому подобное.

Можно не сомневаться, что противник сделает из этой атаки свои выводы, и что в следующий раз нападение будет совершено большим числом БЭК-камикадзе, что будет оптимизирована тактика атаки, и рано или поздно цели своей он добьётся. Просто по теории вероятности. И дело здесь не в проблемах Российского флота и не в недостатках российских кораблей.

Для отражения каких атак вообще приспособлены современные надводные корабли?

«Классические угрозы» и новая реальность

Разумеется, в первую очередь – это противокорабельные ракеты (ПКР), во вторую – торпеды. И в первом, и во втором случае, возможности НК достаточно сильно ограничены. Нет, на бумаге всё выглядит вполне неплохо – десятки и даже сотни зенитных управляемых ракет (ЗУР) зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) нескольких типов, зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК) и/или их «гибриды» – зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК).

Кроме того, существует мнение, что лучшей защитой НК от ПКР является применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), ложных целей и систем постановки защитных завес. С торпедами всё ещё сложнее, средств противодействия торпедам у НК ещё меньше, а повреждения, наносимые торпедами, могут быть куда критичнее, чем от ПКР.

В реальности, в случае обнаружения одиночного надводного корабля или корабельной ударной группы (КУГ), авиация противника практически всегда сможет обеспечить такой наряд ПКР в залпе, отразить который не сможет никакая система противовоздушной обороны (ПВО). Несколько больше шансов на выживание у авианосных ударных групп (АУГ), но и стоимость развёртывания полноценных современных АУГ становится практически неподъёмной для большинства стран мира.

И вот появились новые угрозы. Первый звонок раздался в двухтысячном году, когда новейший американский эсминец «Коул» класса «Арли Бёрк» был атакован и серьёзно повреждён стеклопластиковой моторной лодкой, оснащённой двумя бородатыми террористами-камикадзе и несколькими сотнями килограммов взрывчатки.

После данного происшествия НК стали дополнительно оснащать контртеррористическими средствами самообороны, например, крупнокалиберными пулемётами. Более того, одной из задач новейшего сверхсовременного оружия надводных кораблей – боевых лазеров, является именно уничтожение моторных лодок и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

napadenie2.pngСверхсовременный эсминец стоимостью порядка 1,4 миллиарда долларов выведен из строя средством поражения стоимостью в несколько десятков тысяч долларов США, цена ремонта составила порядка 250 млн долларов США

Казалось бы – всё логично, какой смысл тратить на жалкую моторную лодку противокорабельную ракету, лучше уничтожить её лазером, который условно стреляет практически бесплатно. Однако в реальности всё гораздо сложнее.

Дело в том, что низкая, плохо различимая в тепловом и радиолокационном диапазонах цель, такая как моторная лодка, далеко не факт, что будет захвачена головкой самонаведения (ГСН) противокорабельной ракеты, а если и будет, то при интенсивном маневрировании моторной лодки ПКР может банально пролететь мимо неё и упасть в воду. То же самое касается и ЗУР, которые могут применяться по надводным целям.

Конечно, моторную лодку могут легко разнести в щепки «металлорезки» – скорострельные автоматические пушки ЗАК, однако их количество на НК постепенно сокращается в пользу малогабаритных ЗРК, например, таких как RIM-116, которые лучше приспособлены для борьбы с ПКР, а сектора стрельбы сильно ограничены.

napadenie3.pngЗРК RIM-116

Конечно, можно предположить, что атака эсминца «Коул» – это единичный случай, в конце концов ведь не в Японии 40-х годов живём, желающих стать камикадзе не так уж и много, кроме того, в массе своей умом они не отличаются, а «подвиги» совершают под воздействием наркотиков, так что далеко не всегда их действия будут эффективны и результативны.

Однако в начале XXI века обозначилась ещё одна тенденция – появление безэкипажных надводных катеров и кораблей, которые стали активно разрабатываться как ведущими странами Запада, так и быстро развивающимися странами Востока.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (2 votes)
Источник(и):

Военное обозрение