Корпоративные войны: почему бастовали сценаристы Голливуда?

Автор: @GeeksCat. Остановка производства сериалов и фильмов, перенос премьер, отмена анонсированных проектов… Нет, это не закат Голливуда, речь идет о второй крупнейшей забастовке «WGA». Присаживайтесь поудобнее, начинается погружение в запутанную пучину шоубиза.

Стачка стала ответной реакцией на жадность в край обнаглевших корпоратов из стриминг-сервисов, которые не захотели договориться на берегу. Каждые три года «AMPTP» («Альянс продюсеров кино и телевидения»), куда входят «Netflix» и другие, заключает с «WGA» («Гильдия сценаристов США») новый контракт. В нем приходят к согласию в таких вещах, как минимальная оплата труда для различных проектов, медицинское страхование, пенсионные отчисления, роялти и так далее. Проще говоря, это главный документ, регулирующий отношения между сценаристами и Голливудом.

«Альянс» встал в позу по причине внесенных «Гильдией» новых положений контракта, за каждым из которых скрывается целый ворох проблем. Но можно выделить четыре основных требования: авторские отчисления за фильмы и сериалы на стримингах, повышение минимальной ставки, борьба со сценарными «мини-комнатами» и ограничение использования нейросетей. Чтобы лучше понять ситуацию, стоит рассмотреть все по отдельности и разобраться в некоторых нюансах.

g1.png

Авторские отчисления

На сегодняшний день это одна из самых больных тем сценаристов США. В эпоху кабельного ТВ подавляющее число творцов жили за счет авторских отчислений. Платили тогда за все. Выстрелил сериал, к которому написал сценарий? Вот, держи чек. Устроили повторный показ? Вот, держи еще один. Продали права и теперь крутят в другом месте? Не волнуйся, вот еще деньги. Сумма может сильно варьироваться, но для наглядности приведу минимальные стандарты «Гильдии» на ТВ. За 30-минутный эпизод — 8 788$ и за 60-минутный эпизод — 17 012$ для сценариста прайм-тайм сериала. На стримингах дела обстоят иначе.

За прошедшие три года индустрия сильно изменилась благодаря бурному росту популярности стриминг-сервисов. Они сумели достаточно быстро привлечь к себе зрителя обилием контента на любой вкус и цвет, а также возможностью смотреть сериалы запоем. Добиться последнего помогло заметное сокращение количества эпизодов в сезоне. Вместо привычного ТВ-формата в 20–24 серии, «Netflix» взял на вооружение 8–13. Именно подобная практика серьезно повлияла на доходы сценаристов и позволила вполне законно «абузить» систему (речь про борьбу с мини-комнатами).

g2.pngОтчисления Валентине Гарза за два эпизода «Девстенница Джейн»

Главная причина маленьких авторских отчислений — скрытность стриминг-сервисов. «Netflix» и остальные предпочитают не показывать точные сведения, поэтому их так сложно поймать за руку. Однажды сценаристке Шери Холман («Лонгмайер», «Джордж и Тэмми») пришел чек на 8$. Выяснять почему пришла такая сумма потребуется несколько месяцев. Никто даже приблизительно, кроме самих корпоратов, не знает, как именно считаются выплаты (и считаются ли вообще). Нечто похожее происходило в эпоху DVD. Тогда корпорации тоже не особо желали делиться деньгами, как и данными, что в итоге вылилось в забастовку 2008 года. Из-за нее, кстати, сильно пострадал «Квант милосердия». Крейг самолично правил сценарий как мог, но он честно признавал — чукча не писатель, чукча актер.

Почему битва за авторские отчисления так важна? На стримингах все работает несколько иначе, к ним нельзя применять правила ТВ. О чем это я? В 2008 году не только «WGA» сумела достичь поставленных целей, но и корпораты выторговали себе кое-какую привилегию. Они настояли на том, что при размещении контента, выпущенного для ТВ, на онлайн-платформе за первые 60 дней или 3 месяца авторские отчисления не производятся. «Альянс» обосновал свою позицию так: окно нужно, чтобы студия отбила затраты на повторный показ и вышла в плюс, потому что творцы и так получают много с аудитории ТВ. Потом корпораты конечно же поделятся деньгами — 2% от прибыли. И до бума стриминг-сервисов все были счастливы. Платили больше и чаще. Не без перебоев конечно, корпорат не корпорат, если не ищет способы оптимизировать расходы.

g3.pngПлакат отражает всю боль сценаристов, работающих на стриминги

Теперь же 60 дней стали «золотым окном», когда на созданный контент приходится наибольшая часть внимания. А значит и главный источник денег в виде авторских отчислений бесследно исчез. Пассивный доход позволял не браться за все подряд, отдыхать между проектами и равномерно распределять силы. Это вынудило большинство сценаристов клепать поделки на скорую руку, чтобы не помереть с голоду.

Повышение минимальной ставки

В среднем над сериалом для ТВ с 20–24 эпизодами сценарист работает около 35–40 недель. На стриминг-сервисах на 8–13 серий уходит от 10–15 недель. Вот здесь внимательно следите за руками. По контракту, заключенному в 2020 г., минимальная оплата труда ТВ сценариста-продюсера со всеми надбавками (каждый год ставка растет на N-процент) на 2023 составляет 7 412$ в неделю. За 35–40 недель работы он получит от 259к до 296к на ТВ. На стримингах суммы уже другие — от 74к до 111к за 10–15 недель. В расчет еще не берется инфляция. По ней минимум 2019/20 года в размере 6 967$ за неделю в сегодняшних долларах составляет 8 392$. В сухом остатке мы имеем ставку, которая растет куда медленнее инфляции, и недобор в 1к зеленых. И если с ТВ это звучит не критично, то со стримингами ситуация весомая.

g4.png«The Washington Post» показала сколько сценаристы отдают, а сколько забирают себе

Тяжелее всего приходится главным труженикам сериального фронта — штатным сценаристам. Им не начисляют совершенно никаких доплат за работу (тот же сценарист-продюсер дополнительно получает гонорар за каждый написанный 60-минутный или 30-минутный сценарий) и платят самую минимальную зарплату 4 546$ в неделю. После вычета налогов и других платежей (агентам, взнос гильдии, юристам и прочее) останется не так много — от 2 600$ до 3 050$ на руки. Чаще всего выплаты раздроблены на три части (одной из них сценарист лишается, если сериал не станут снимать), куда реже — сразу целиком. Выходит, что минимальную ставку нужно поднять хотя бы на 10 процентов, так она станет конкурентной 2019/20 году.

Написанное выше способно вызвать пролетарское горение одного места с закономерным вопросом «а чего им еще надо?». Чтобы нормально зарабатывать, штатный сценарист должен попасть на ТВ, где не так много заказов. Основная часть контента создается стриминг-сервисами, которые не связаны по рукам и ногам контрактом, поэтому спокойно нарушают правила «Гильдии», пользуясь дырами и лазейками. Короче говоря, на бумаге штатные сценаристы зарабатывают много, а по факту — еле-еле сводят концы с концами, превратившись в побирающихся фрилансеров. А еще экономика страны, переживающая не лучшие времена, забивает последний гвоздь в крышку гроба. Без нормальной работы (или помощи родителей) молодому и юному дарованию почти невозможно выжить на минималку сценариста стриминг-сервиса.

g5.png

Добавим сюда отсутствие стабильности. Зарплату платят не раз в две недели или ежемесячно, а по факту выполненных работ, как при подряде, и частями. Можно подолгу сидеть без проектов, иногда годами, если нет отношений с существующими студиями. И не забываем про жадность корпоратов. Они охотнее наймут сценариста, не являющегося членом «WGA», чем того, кто в ней состоит. Да, не обязательно вступать в «Гильдию», чтобы быть творцом, но тогда можно сразу забыть о всяких плюшках, гарантиях и защите. И про минимальную ставку тоже.

Растущая инфляция и подорожание жизни вынуждает многих сокращать отдых между написаниями сценариев, браться за любую работу или вообще совмещать, чтобы прокормить себя и семью. Нельзя также забывать, что основной движ происходит в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. На данный момент оба города входят в пятерку самых дорогих в мире. Ко всему прочему корпораты часто заставляют штатных сценаристов бесплатно дорабатывать\дописывать сценарии, если вдруг что-то идет не по плану (прихоть актера, продюсера, форс-мажор), когда как опытным и именитым за это доплачивают.

g6.png

Последний аргумент. Мы, дорогой читатель, находимся в мире больших бабок, вам может показаться, что сценарист получает ого-го сколько, поэтому не имеет права возмущаться и требовать. Но если сравнивать с тем, какой выхлоп имеют с сериала стриминг-сервисы, то возникает стойкое ощущение обмана. В 2022 году «Netflix» заработал чистыми 4,5 миллиарда долларов, выпустил 149 сериалов и около 86 фильмов собственного производства, благодаря чему библиотека сервиса на 53,42% состоит из оригинальной продукции.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры. В 2021 году «Игра в кальмара» по самым скромным подсчетам принесла 900 млн долларов при 1,65 млрд часов. В 2022 году на «Netflix» выстрелил «Уэнсдэй». У него за 28 дней поменьше просмотров — 1,02 млрд. Это примерно 556 млн зеленых, хрустящих купюр. Предупреждаю — никаких данных стриминги не представляют, любая попытка прикинуть доходы является очень грубой аналитикой. Но корпораты явно купались в деньгах, как Скрудж.

g7.pngДилан Гуэрра

От обезличенной статистики перейдем к реальным историям. Дилан Гуэрра в роли штатного сценариста приложил свою руку к третьему сезону комедийного сериала HBO «Двое других» (7.9 баллов при 9,9к оценок на IMDb). Работа над 10 сериями длилась 15 недель. За каждую после вычета налогов и различных выплат получилось 3 200$. При других обстоятельствах было бы грех жаловаться, но, как мы уже выяснили, необходимо учитывать кучу факторов.

g8.pngАлекс О'Киф

Алексу О'Кифу не повезло еще больше. Начинающий сценарист попал в штат сериала «Медведь» (7.7 при 14к на КП) для стриминга «Hulu». В течение девяти недель работы в «мини-комнате» по «Zoom», Алекс жил в крошечной бруклинской квартире без отопления. Иногда ему приходилось брать свой ноутбук и идти в публичную библиотеку, потому что ломался обогреватель. В марте 2023 года «Медведь» получил премию на «WGA» как лучший сценарий для комедийного сериала. Там О’Киф «запомнился» тем, что пришел на церемонию с отрицательным балансом на счету и галстуком-бабочкой, купленной в кредит.

На повышение минималки «Гильдию» также подтолкнуло отсутствие возможности побывать на производстве сериала для стриминг-сервиса. На ТВ подобная практика никуда не делась: там сценаристы от мала до велика проводят много времени на съемках, пост-продакшене и монтаже, чтобы лучше понимать свою работу и отшлифовывать сценарий прямо на месте. Им еще и доплачивают за участие в процессе. Почему это оказалось важным? Опять же — простая математика. Либо 35–40 недель полноценной работы с нормальной оплатой, либо 10–15 по самым низким ставкам и без дополнительных бонусов. Вся проблема в «мини-комнатах» и теперь мы плавно переходим к следующему пункту.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр