Ученые придумали, как «перехитрить» рак мозга. Помог тандем двух веществ

Биологи изготовили специальную наночастицу. Результаты оказались даже лучше, чем ожидалось. Ученые из Онкологического центра Мичиганского университета Рогеля обрадовались, когда обнаружили небольшую молекулу, блокирующую ключевой путь в опухолях головного мозга. Но возникла проблема: провести ингибитор через кровоток в мозг, чтобы добраться до опухоли, не так просто.

В сотрудничестве с несколькими лабораториями ученые изготовили специальную наночастицу. Она «перехитрила» рак мозга, и результаты оказались даже лучше, чем ожидалось.

Наночастицы доставили ингибитор к опухоли в опытах на мышах. Там лекарство успешно активировало иммунную систему для уничтожения рака. Также этот процесс запустил иммунную память, так что вновь появившаяся опухоль тоже была уничтожена. Это значит, что новый подход может не только лечить опухоли головного мозга, но и предотвращать или отсрочивать рецидивы.

Низкомолекулярный ингибитор AMD3100 разработали для блокирования действия CXCR12. Это цитокин, высвобождаемый клетками глиомы. Он создает щит вокруг иммунной системы, предотвращая ее активацию против опухоли. Исследователи показали на мышиных моделях глиомы, что AMD3100 предотвращает связывание CXCR12 с иммуносупрессивными миелоидными клетками. При обезвреживании этих клеток иммунная система остается неповрежденной и может атаковать опухолевые клетки.

«Никто не мог ввести эту молекулу в мозг. Это действительно огромная веха, ведь результаты для пациентов с глиомой не улучшились за последние 30 лет», — объясняет Мария Г. Кастро, доктор философии, профессор нейрохирургии RC Schneider Collegiate. Кастро является старшим автором исследования, опубликованного в журнале ACS Nano.

Несмотря на увеличение выживаемости при многих типах рака, глиома остается особо опасным онкологическим заболеванием: только 5% пациентов живут через пять лет после постановки диагноза. Глиомы часто устойчивы к традиционной терапии, а среда внутри опухоли подавляет иммунную систему, делая неэффективными новые иммунные методы лечения. Кроме того, существует проблема преодоления гематоэнцефалического барьера.