Ученые предложили использовать вирусный спрей для обеззараживания пищевых продуктов

Существует множество способов обеззаразить продукты питания — например, с помощью УФ-облучения или нагревания до нужной температуры. Но теперь ученые предложили еще один необычный способ: содержащий особые вирусы спрей.

Прежде чем попасть к нам на стол, продукты питания должны пройти противомикробную обработку. Это необходимо, чтобы исключить заражение населения опасными бактериями, например сальмонеллами и золотистым стафилококком. Тем не менее, по оценкам ВОЗ, от последствий употребления пищевых продуктов, загрязненных микроорганизмами или химическими веществами, ежегодно заболевают 600 миллионов человек, то есть почти каждый десятый житель планеты, и умирают 420 тысяч.

Традиционно для дезинфекции продуктов питания используют только физические способы обеззараживания: термическую обработку, воздействие ультрафиолетовых лучей и ультразвука. Однако некоторые бактерии и их споры способны выдерживать экстремальные условия, поэтому ученые постоянно ищут новые способы сделать нашу пищу безопасной для употребления.

На этот раз необычный способ предложили исследователи из Макмастерского университета (Канада): с помощью него можно «уговорить» бактериофаги — вирусы, заражающие бактериальные клетки — объединяться друг с другом и образовывать микроскопические шарики. Эти шарики диаметром около 20 микрон содержат миллионы фагов, которые можно безопасно наносить на продукты питания и другие материалы, чтобы избавить их от вредных патогенов.

Ученые обработали спреем из вирусных микрошариков продукты питания — говядину и салат-латук, — и уже через девять часов бактериофаги уничтожили большую часть целевых бактерий — патогенного штамма кишечной палочки 0157. Что особенно ценно, в отличие физических способов обеззараживания, бактериофаги «заточены» на определенные виды бактерий, поэтому, меняя состав спрея, можно уничтожать вредные микроорганизмы и сохранять полезные.

Немаловажно и то, что бактериофаги игнорируют устойчивость бактерий к антибиотикам (хотя не справляются с бактериями, устойчивыми к самим вирусам), поэтому могут применяться для обеззараживания сточных вод, очистки оборудования, дезинфицирования ран и так далее.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.