«Работаем дальше»: взлетит ли шеринг производственного оборудования, и что там с 5G и «чип-гейтом»

Автор: Dmitry Kabanov. Продолжаю мониторить ситуацию в технологическом секторе. Расскажу, что изменилось за последний месяц. (Еще есть обзоры по западным публикациям.)

Придержали 5G

Два года назад в России утвердили дорожную карту развития сетей нового поколения. Её подготовил «Ростех» совместно с телекомами. К 2024-му собирались «завезти» 5G в десять городов-миллионников и подключить более 50 млн абонентов. Ситуация заставляет пересмотреть планы — средства для 5G направят на текущую инфраструктуру. Регулятор разрешил повременить и с расширением LTE-сетей (до конца года).

Но не отказались насовсем. «Ростех» все же планирует инвестировать в разработку новых базовых станций более 4 млрд руб. Речь идет об оборудовании на открытом интерфейсе Open RAN. К слову, на эту технологию постепенно переходят западные операторы. Она позволяет связать «железо» разных производителей. Однако наладить производство и добиться совместимости с сетями сотовой связи будет сложно. Отладка техпроцессов предположительно потребует как минимум нескольких лет.

Что еще за «станкошеринг»

Санкции ударили не только по чип-мейкерам, но и по производственному сектору in general. Западные компании прекратили поставки станков и запчастей даже к оплаченному и изготовленному оборудованию, которое уже находится в России.

Точечное решение от совладельцев «Трансмашхолдинга» и партнеров — платформа для совместного использования станков. Она будет своеобразной биржей мощностей, которая позволит компаниям из разных отраслей делиться промышленным оборудованием друг с другом, предлагать для него расходники и комплектующие.

На западе такие проекты есть. Еще в 2019 году чикагский стартап McPond запустил сервис, позволяющий бизнесу сдать оборудование в аренду другим компаниям. В итоге первые сокращают время простоя станков, а вторые — расходы на новое железо. Аналогичный сервис, но для застройщиков, предлагает бельгийская компания Werflink. В аренду сдают тракторы, грузовики и даже отсеки на грузовых суднах.

Дополнительный плюс подобных инициатив — вклад в циркулярную экономику и сокращение отходов производства. Но в целом выглядят они мелко. Посмотрим, что будет у нас, и увидим ли мы что-то подобное для чип-мейкеров.

Кстати, о «чип-гейте»

Предположительные проблемы с выпуском Baikal-S и Baikal-S2 — это не первый случай, когда ARM отзывает лицензию у чип-мейкера. Еще в 2019 году она по требованию американских властей запретила использовать свою процессорную архитектуру компании Huawei. Тогда руководство ARM открыто высказалось против подобного решения, предположив, что как оно негативно отразится на имидже компании.

Ограничения не помешали китайскому разработчику спустя месяц запустить новую линейку процессоров Kirin — возможно, были какие-то договоренности.

Кстати, Huawei еще в прошлом году планировал делегировать реализацию ряда собственных лицензий другим компаниям. Работают ли в этом направлении в «Байкал Электроникс», сказать сложно. Но ранее там экспериментировали со сборкой процессоров в Калининградской области (так или иначе пробовали масштабировать производственные мощности). Правда, речь тогда шла только о корпусировании.

Получился ли что-то наладить сегодня — важный вопрос.

Студенческие «точки кипения»

Правительство поможет с развитием коворкингов на базе университетов и выделит на это 210 млн рублей, чтобы дать студентам и пространство для развития бизнес-проектов, сотрудничества с предпринимателями. Избранные вузы получат более 3 млн.

На Хабре уже успели кратко обсудить эту инициативу, и один из пользователей задал правильный вопрос. Кто и где будет закупать оборудование для этих «точек кипения»? Понятно, что сейчас с этим будут сложности, но сумма выглядит достаточно скромной для подобных затей (еще в 2019 году Минэкономразвития направило на поддержку коворкингов 2,1 млрд рублей — несопоставимо больше денег). На этот раз речь идет о точечной программе, что в целом похоже на более управляемую инициативу, которая позволит наращивать финансирование для тех, кто проявит себя.

sh1.pngФотография Университета ИТМО

Помимо классической модели коворкинга мы скорее всего увидим лаборатории для предпринимательских инициатив с научным прицелом. Такие проекты уже есть.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр