Периодическое голодание затормозило развитие деменции у мышей

Короткие циклы низкокалорийной диеты, имитирующие периоды голодания, снижают воспаление и предотвращают когнитивные расстройства, по крайней мере, у больных Альцгеймером мышей, выяснили американские ученые. Предварительные данные указывают на безопасность такого плана питания для пациентов-людей, страдающих тем же заболеванием.

Исследователи из Университета Южной Каролины обнаружили, что диета, имитирующая временное воздержание от приема пищи, нейтрализует признаки деменции у подопытных мышей, страдающих от болезни Альцгеймера в результате генетической модификации. В частности, у них снизился уровень двух главных признаков этого заболевания: бета-амилоидов — первичного драйвера накопления бляшек в мозге — и гиперфосфорилированного тау-белка. Также они выяснили, что снизилось воспаление мозга, а результаты когнитивных тестов улучшились по сравнению с мышами, сидящими на обычной диете, пишет Science Daily.

Диета, имитирующая голодание, состоит из продуктов, богатых ненасыщенными жирами и бедна калориями, белками и углеводами. Она воспроизводит эффекты голодания, во время которого допускается только вода, но обеспечивает необходимые питательные вещества. Предыдущие исследования показали, что краткие, периодические голодовки такого типа коррелируют с рядом положительных изменений, включая повышенную регенерацию стволовых клеток, уменьшение побочных эффектов химиотерапии и снижение факторов риска рака, диабета, сердечных заболеваний и прочих возрастных болезней у мышей и у людей.

Во время испытаний мышей сажали на диету два раза в месяц на 4–5 дней, а в остальное время они могли питаться как обычно. Долгосрочный эксперимент длился в течение 30 циклов 15 месяцев, краткосрочный — 12 циклов и 6 месяцев.

В обоих случаях мыши демонстрировали многообещающее сокращение бета-амилоидов и тау-белков. Вдобавок, у них снизился уровень окислительного стресса, который играет важную роль в патологии Альцгеймера — он приводит к повреждению нейронов и способствует накоплению амилоидов в мозге.

Кроме исследования мышей ученые включили в статью, вышедшую в журнале Cell Reports, данные первой фазы клинического испытания диеты, имитирующей голодание, на пациентах, у которых были диагностированы слабые когнитивные расстройства и начальная фаза болезни Альцгеймера. Сорок таких пациентов, в остальном здоровых, разделили на две группы, одна из которых постилась раз месяц в течение пяти дней. Результаты показали, что диета безопасна и подходит для таких пациентов. Для определения ее эффективности в снижении симптомов заболевания нужны дальнейшие исследования.