Обезьянья оспа: что известно о перспективах новой пандемии

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

На планете уже зарегистрировано больше сотни случаев, подозрительно напоминающих обезьянью оспу — родственницу оспы натуральной. До 2022 года больные обезьяньей оспой заражались в основном от животных, а среди людей она быстро затухала, плохо передаваясь воздушно-капельным путем. Но в этом мае положение могло измениться. Дюжина стран на разных континентах показала одновременную вспышку заражений.

Многие пытаются успокоить население, упирая на факт, что прививка от обычной оспы защищает и от новой. На самом деле, ситуация далеко не такая простая, и ВОЗ в эту пятницу провела чрезвычайную встречу экспертов для обсуждения этой болезни. Naked Science рассказывает, может ли оспа стать «сменщиком» коронавируса.

На самом деле, она не обезьянья

Сейчас оспа обезьян проникла в Австралию, Великобританию, Германию, Нидерланды, Испанию, Португалию, США, Швецию, Италию, Израиль, Францию, Бельгию и Канаду. Получается уже 13 стран, и мы не можем быть уверены, что к моменту выхода этого текста их не станет больше. Информация такого рода поступает едва ли не каждый час — даже быстрее, чем при распространении коронавируса пару лет назад.

Вопреки названию, этой болезнью страдают в основном не обезьяны (хотя как раз у них ее впервые выявили еще в 1958 году). А вот кто именно, пока не очень понятно, поскольку полевая биология в Африке развита не так хорошо, как хотелось бы.

Основные резервуары обезьяньей оспы — Демократическая Республика Конго (там циркулирует конголезская линия этого вируса) и Западная Африка (а здесь — западноафриканская). Предполагается, что основной носитель и там, и там — грызуны, но не известно, какие точно. И обезьяны, и люди заражаются вирусом в основном от других животных. Африканцы до сих пор едят мясо диких животных, убитых на охоте, и с ним вирус попадает к человеку.

До 2022 года считалось, что вирус не умеет толком распространяться от человека к человеку воздушно-капельным путем. Это вроде бы подтверждало то, что самые длинные цепочки заражения от человека к человеку имели не больше шести звеньев-людей. То есть базовое репродуктивное число R — число людей, которых может заразить один больной — на длительных отрезках времени было меньше одного. Даже несколько африканцев, съевших опасную дичь, могли заразить только двух-трех других людей, те — только одного-двух и так далее.

Правда, авторы одной научной работы при помощи моделирования насчитали у обезьяньей оспы R даже выше двух. Однако, как легко видеть из ее текста, она опиралась на не вполне реалистичные предположения. И в конце концов R — вещь важная, но не определяющая: напомним, что R большинства штаммов гриппа ниже двух. Тем не менее грипп постоянно циркулирует в человеческой популяции.

В Африке прекратили вакцинировать от натуральной оспы еще в 1980-х: если бы оспа обезьянья действительно имела R выше гриппа, то она уже давным-давно стала бы массовой болезнью и Черного континента, и мира в целом. Однако на практике ею до 2020-х годов заболевали порядка пары тысяч африканцев в год, что трудно отнести к болезням с заразностью гриппа. Из этого вполне очевидно, что действительно эффективного распространения (R>1 на длительных отрезках времени) среди людей до наших дней эта болезнь не знала.

Похоже, в 2022 году что-то резко изменилось.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (4 votes)
Источник(и):

Naked Science