На Украине впервые применили новую «загоризонтную» российскую ракету

Ее боевая часть мощнее снарядов самых тяжелых самоходок, причем новое изделие может работать как в режиме «выстрелил — забыл», так и в режиме поиска и выбора заранее неизвестных целей. Согласно анонимному источнику РИА Новости в военной среде, российская армейская авиация начала применять в специальной операции ракеты «Изделие-305», также известные как ЛМУР (легкие многоцелевые управляемые ракеты).

Вопреки названию, это не просто управляемая ракета, а довольно специфический боеприпас, способный действовать как в автономном режиме «выстрелил — забыл», так и прямо в полете перенацеливаться оператором-человеком (находящимся в запустившим ее вертолете) на другую, более перспективную цель.

Тротиловый эквивалент ее боевой части — 35 килограммов, что примерно вдвое больше тротилового эквивалента 203-миллиметрового снаряда САУ «Пион» и в четыре-пять раз больше, чем тротиловый эквивалент 152-миллиметрового снаряда. То есть по мощности новая ракета тоже попадает в специфический класс: она намного слабее «Калибров» (боевая часть — 400 килограммов) и «Уранов» (боевая часть — 145 килограммов), но при этом намного мощнее типовых управляемых снарядов, применяемых артиллерией.

raketa1.pngВпервые ракету показали публике в 2021 году / ©Wikimedia Commons

Изначально ракету создавали по заказу ФСБ для оснащения некоего Ми-8МНП-2 — модификации Ми-8, о которой мало что известно из открытых источников. Ее серийное производство начали в 2016 году, но в армию она еще какое-то время не поступала (хотя утверждается, что ее успели применить в Сирии).

Масса ракеты — 105 килограммов, высота полета — 100–600 метров (впрочем, за счет малых габаритов и массы она относительно умеренно уязвима для ПВО). Скорость — до 250 метров в секунду, дальность — не менее 14,5 километра (при пуске из вертолета в положении зависания на малой высоте). В случае пуска с летательного аппарата на скорости или большей высоте дальность ЛМУР может заметно возрасти (до 25 километров).

Ранее генеральный конструктор коломенского Конструкторского бюро машиностроения Валерий Кашин отмечал, что среди типовых целей — не только танки и не столько танки, сколько все серьезно защищенные цели в прифронтовой полосе. Более того, утверждается, что она сможет поражать и воздушные цели (вероятно, речь идет о вертолетах).

Согласно источнику РИА Новости, на Украине ЛМУР применяют «с борта ударных вертолетов Ми-28НМ по важным объектам украинских войск, например по складам с боеприпасами и ГСМ». При этом новые ракеты обеспечивают высокую точность поражения целей — с отклонением от линии прицеливания не более двух метров.

ЛМУР, применяемая, предположительно, с вертолета Ми-28Н. Оператор способен сопровождать работу ракеты не связывая пилота вертолета: тот, после пуска, может развернуться и идти в глубь своей территории не опасаясь потеря контроля над боеприпасом / ©Youtube

С учетом мощности боевой части «Изделия-305» речь идет о достаточно надежном поражении (при столь небольшой ошибке поражается практически любой незаглубленный склад). Ми-28НМ может брать на борт сразу четыре такие ракеты.

Как показал опыт специальной военной операции — впервые за длительное время реализованной в условиях наличия у противника большого количества средств ПВО, — одной из ключевых проблем авиации на современном поле боя стала почти полная невозможность работать «визуально». Наносить удары бомбами, неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) и тому подобным оружием приходится со значительного расстояния, не позволяющего противнику поразить самолет или вертолет зенитными ракетами.

Однако подобные удары имеют сниженную кучность. Например, при стрельбе НАР с кабрирования самолет «задирает нос», выпускает ракеты по навесной траектории, а затем быстро опускает нос и разворачивается, уходя на аэродром еще до того, как достиг линии фронта. Понятно, что кучность стрельбы здесь — как у наземной реактивной артиллерии, уровня того же «Града». Ранее, в условиях без многочисленной ПВО, российские штурмовики и вертолеты использовали реактивные снаряды в прямой видимости противника и могли (в особенности с пикирования) поражать ими бронетехнику и иные относительно малоразмерные цели. С кабрирования это практически невозможно.

Пуск неуправляемых авиационных ракета (НАР) с штурмовиков, работающих с кабрирования. Хорошо видно, что несмотря на неплохую кучность, точность загоризонтной стрельбы НАР не выше, чем у «Града»: точечные цели так поразить сложно / ©Youtube

Много лет считалось, что в воздушной войне будущего при серьезной ПВО авиация будет работать только высокоточными планирующими бомбами и крылатыми ракетами. Однако у такого подхода есть принципиальный и неустранимый недостаток: высокоточное оружие работает, только если координаты цели, которые в него вводят, известны заранее. Но обычно это возможно лишь для малоподвижных, стационарных целей.

Однако в условиях реальных боевых действий отдельные замаскированные автомобили, танки, самоходки и комплексы ПВО все время перемещаются, меняют позиции — как раз чтобы избежать поражения. В войнах прошлого авиация зачастую работала именно в этой нише: находясь непосредственно над полем боя, охотилась за отдельными единицами техники противника. Ясно, что обычные планирующие бомбы и крылатые ракеты не могут выполнять такие задачи.

Российское «Изделие-305», или ЛМУР, создано как раз для преодоления этой проблемы.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.5 (8 votes)
Источник(и):

Naked Science