Информационное общество: задумка — 5, реализация — 2, итого на троечку

Блог компании RUVDS.com. Есть такие термины и сущности за ними, которые когда-то задумывались как что-то исключительно классное и полезное, а в итоге скатились в теорию, бюрократию или в небытие. Начинает и выигрывает в этом ряду, конечно, «цифровая трансформация», которая магическим образом делает тошным любой доклад, скучной — любую статью и пресным — любое обсуждение.

Но мы сегодня решили смахнуть паутину (каков каламбур!) с понятия информационного общества, а заодно разобраться, живём ли мы в нём, в чём его промахи и бонусы, где оно сейчас и что дальше.

Наше общество — информационное? Какая роль в нём у каждого из нас? А метавселенные — это информационное общество, его новый этап или что-то совершенно другое? Это только малая часть вопросов, которые задаёт себе современная IT-сфера в ключе информационного общества. И как всегда, в этих вопросах — перекос в сторону виртуального мира и новых моделей поведения. А между тем, мы до сих пор не побороли разрыв технических скилов в мире, не научили искусственный интеллект бороться с несчастной и болезненной старостью (мы вообще не особо много чему его научили), не смогли гармонично и своевременно использовать технологии во всех сферах жизни и деятельности. Человечество вступило в информационный век, оставив сознание века паровых машин — мы просто не успели за чудесами. Или нет?

Что такое информационное общество?

17 мая — международный день электросвязи и информационного общества. За связь (радио, электро, не электро…) мы уже отпили своё ровно десять дней назад, увольте повторить — а вот поговорить об информационном обществе и правда очень интересно. Особенно на Хабре. Особенно в сложившемся пространственно-политико-экономико-временном континууме.

Итак, почему ООН придумало такой день и чем он настолько важен, что вне зависимости от исторического фона каждое 17 мая крупнейшие издания мира нет-нет, да поднимут вопрос для обсуждения?

Вот что гласит об этом дне официальная информация на сайте ООН: Цель Всемирного дня электросвязи и информационного общества состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня осведомлённости о возможностях, которые может принести обществам и странам использование Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также о путях преодоления «цифрового разрыва».

17 мая отмечается годовщина подписания Первой международной телеграфной конвенции и создания Международного союза электросвязи. Всемирный день электросвязи празднуется ежегодно с 1969 года, с 2005 года он получил дополнение «…и информационного общества» — в ноябре 2005 года Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества призвала Генеральную Ассамблею ООН объявить 17 мая Всемирным днём информационного общества, с тем чтобы подчеркнуть важность ИКТ и сосредоточить внимание на широком спектре относящихся к информационному обществу вопросов.

Ежегодно для этого дня выбирается наиболее актуальная и серьёзная тема, связанная с функционированием ИКТ в мире — она является ключевой и обсуждается в рамках СМИ и специальных мероприятий — прим. авт.

Определимся с понятиями. Мне больше всего пришлось по душе и уму определение, данное IBM Community Development Foundation: Информационное общество — это общество, характеризующееся высоким уровнем информатизации повседневной жизни большинства граждан, организаций и рабочих мест; за счёт использования общих или совместимых технологий для широкого спектра личных, социальных, образовательных и деловых задач, а также за счёт способности быстро передавать, получать и обмениваться цифровыми данными между точками независимо от расстояния.

Нудновато, поэтому выделим из определения главное: информационное общество = много информатизации + использование технологий для решения конкретных задач + нормальное качество и скорость передачи данных. И если с первым и последним у нас и в мире в целом относительно ничего (опять же, исключая цифровой разрыв и крайности), то с решением конкретных задач — беда. Человечество до сих пор не научилось использовать технологии для точных прикладных целей, решать вопросы исключительно рационально и выстраивать не только IT-инфраструктуру компаний, но и IT-инфраструктуру целого общества. Ну то есть совокупность части социума со смартфонами и ноутбуками, имеющими выход в интернет, — ещё далеко не информационное общество, хотя, как ни парадоксально, важная часть его ядра.

Наше общество скорее информационно осознанное:

  • мы понимаем важность информационных технологий
  • разработаны и созданы пользовательские гаджеты любого уровня и под любую потребность
  • сложился целый слой профессионалов в сфере ИТ
  • пожилое поколение больше не живёт вне информационного поля

Но тем не менее его нельзя назвать информационно грамотным. И здесь я не о своих студентах, которые в 2019 году спрашивали, как завести электронную почту (гуманитарии), не о пожилых, которым сложно настроить современный смартфон, не о тех, кто по какой-то причине вынужден взрослеть без единого гаджета. Речь идёт о людях, которые неспособны использовать информационно-технические инструменты для решения возникающих проблем. Причин этому несколько.

  • Сложный, запутанный интерфейс (UI) пользовательских приложений, влекущий за собой дурной опыт пользователя (UX). Этим страдают многие сайты государственных органов и органов власти: до сих пор проще дойти до учреждения, чем справиться с заполнением всех форм и получить в конце сброс всех данных. К счастью, ситуация начинает исправляться. И да, это касается не только российских сайтов, такое творится практически в любом госсекторе.
  • Сервис остаётся обслуживающим, а не партнёрским: клиент (пользователь, абонент) получает услугу, но не обучается и не получает новый опыт. Таким образом, он остаётся лишь пользователем услуги, заказчиком и при этом не может справиться с мало-мальской мелочью.
  • Трудный переход от стандартов недавнего прошлого к новым технологиям — вот это как раз характерно для России и ex-СССР: до сих пор часто встречаются проблемы с переходом на безбумажный документооборот, с освоением корпоративного программного обеспечения и даже частных приложений (которые устанавливаются и не используются).
  • Недоверие технике и компьютерам: чисто ментально человеку трудно поверить технике, особенно если нельзя проверить результат (привет сайтам без подтверждения действий). В этом плане выигрывают мессенджеры, которые имеют однозначную индикацию: доставлено, получено, прочитано.
  • Привычка, привязанность пользователя к отдельной экосистеме значительно ухудшает взаимодействие с программами и интерфейсами за пределами привычного окружения (Обратите внимание на своих родителей или бабушек: они нередко считают, что ВК, YouTube или Яндекс — это и есть весь интернет, отсюда и особенные шаблоны использования. Точно так же даже продвинутые ребята тяжело «переползают» с одной социальной сети в другую или даже с одного рабочего окружения на другое — например, с Битрикс24 в Salesforce). Причём в случае использования одной-единственной платформы непродвинутым пользователем цифровой разрыв только усугубляется.

А между тем, проблем много.

Кибербезопасность

Кибербезопасность — основная проблема информационного общества и вообще любой системы, связанной с информационными технологиями. С ней сталкиваются частные пользователи, бизнес, крупные корпорации, правительства, НКО и всё сразу. В современном мире нельзя быть спокойным ни за целостность информационных систем, ни за данные, ни за чувствительную информацию — информационная безопасность стала основным компонентом личной, корпоративной и национальной безопасности. Информационное общество — это общество рисков и кризиса доверия: мы боимся передавать информацию операторам данных, коммерческие компании и платформы изыскивают способы заполучить данные о действиях пользователей, многочисленные хакеры, мошенники и злоумышленники оттачивают мастерство, чтобы фишингом, взломом и методами социальной инженерии получить свою выгоду либо похитить данные и деньги.

Кажется, состояние информационной безопасности в обществе можно оценить на 2 из 5: кто-то перегибает палку и осторожен до паранойи, а кто-то не стесняется громко диктовать номер карты CVV код. В общем и целом этот дисбаланс подрывает доверие к основам информационного общества.

Цифровой разрыв

Цифровой разрыв — вторая по важности проблема. Пользователи имеют очень разный уровень владения гаджетами, разные скорости доступа в интернет, разные возможности доступности гаджетов, контента, коммуникаций в сети. Сверхинформатизированное общество не просто противопоставлено, оно иногда соседствует с обществом без автоматизации и информационных технологий (например, это могут быть ортодоксально-религиозные люди, семьи патриархального типа, небогатые и/или экономные люди и т.д.). Достижение цифрового равенства — важнейший социальный вызов, с которым в том числе должны работать государственные институты (и подвижки в этом есть: например, к ним относится выделение пула сайтов с бесплатным доступом, так называемых социально значимых интернет-ресурсов). К сожалению, сам социум неспособен преодолеть цифровой разрыв, хотя каждый из нас может сделать что-то в этом направлении: подарить старый ноутбук или смартфон нуждающейся семье, обучить пожилых родственников и соседей пользованию основными сервисами, создать классное и удобное приложение.

За преодоление цифрового разрыва человечеству можно ставить 3 и даже 3+, хотя бы за осознание и стремление решить проблему.

Возрастающий информационный поток

Много информации — очень круто, у человечества ещё никогда не было столько разнообразного контента, стольких каналов связи и общения. Непрерывное нарастание информационного потока — огромное давление на психику и мышление современного человека. В поступающей информации сложно ориентироваться, теряется критичность восприятия, мозг перестаёт отдыхать, а затем «устаёт» и перестаёт воспринимать и запоминать сложные блоки внешней информации. В современных условиях не срабатывает даже цифровая гигиена: тревожные новости, реклама, новости друзей, ленты социальных сетей и проч. буквально лезут на наши экраны всех разрешений.

За количество и готовность делиться информацией нашему обществу можно ставить твёрдую 5, а вот за умение фильтровать, обрабатывать, интерпретировать и главное отвечать за собственный контент — 3 с минусом.

Цифровое наследие

Пренебрежение к информации — ещё один тревожный симптом. Мы получаем важные данные, знания, полезный контент и просто потребляем их, даже не пытаясь как-то преобразовать, сохранить и передать не то что новым поколениям, а даже своим современникам. Скажу больше: мы создаём ценную информацию и оставляем её на совести виртуального мира. Представьте, сколько ценности в Википедии, на Хабре, на Медиуме, в стандалон-блогах талантливых людей и профессионалов, сколько стихов и музыки создано только в электронном виде — и какая часть этой информации будет доступна не через сто, а буквально через 20–30 лет? Пока не создано сверхнадёжных и ёмких носителей, петабайты действительно талантливого человеческого труда под угрозой.

Мы так и не нашли эффективную форму цифрового наследия и с огромной лёгкостью относимся к тому, что создаёт человеческий ум. Общество без наследия мертво — так же, как и общество без истории. Здесь пока твёрдая 2 и огромная надежда на инженеров и учёных, которые решат проблему не только хранения и передачи, но и последующего долгосрочного воспроизведения цифровой информации.

Отключение от сети

Отключить человека так же невероятно легко, как и втянуть в мир информационных технологий, причём принять решение могут и государства, и корпорации, и просто другие люди. Пожалуй, это самая острая проблема информационного общества — и плохо, что её решают либо фрагментарно, либо странно (китайская модель). В момент возможного отключения человек теряет слишком много: друзей, общение, работу и наработки, связи и увлечения. Это настолько опасно, что может приводить к самым неожиданным социальным последствиям.

Но и это не самое страшное. Всё наше информационное общество зависит от электрических сетей, а значит, кроме всего прочего, от природных катастроф и катаклизмов, от солнечной активности и состояния космоса. И мы до сих пор не нашли по-настоящему надёжные и эффективные механизмы борьбы со стихией и её пагубными последствиями. Сейчас это звучит несколько надуманно и фантастически, но изменения климата могут сыграть злую шутку с ультратехнологичным человечеством.

Мини-пример (основан на реальных событиях, персонажи вымышлены)

Хотите, расскажу об информационном обществе на примере здравоохранения? Берём обычный российский город М. Граждане могут зайти на госуслуги и записаться к врачу, получить электронную очередь в платной клинике на МРТ, записаться к стоматологу, сделать анализы и получить результаты через личный кабинет на сайте лаборатории. В клинике или больнице, куда человека направят, есть оборудование, компьютерные системы, сложные технологии, скоростные способы восстановления и реабилитации. Это всё есть, это не придумка.

А вот как обычно это работает:

  • Пенсионерка 65 лет тётя Ира не может зайти с мобильника на госуслуги, идёт к молодому соседу-программисту, передаёт ему логин и пароль от госуслуг, записанные в блокноте и обведённые в рамочку.
  • Он записывает соседку к врачу, но в регистратуре не работает компьютер, вовремя не прогружается база и на то же время вручают билетик студентке Маше. Тётя Ира и Маша ругаются на приёме.
  • Врач не обучена работе с электронными карточками, поэтому перерабатывает, набивая все карточки одним пальцем.
  • Дорогой аппарат МРТ в больнице работает с ошибками, потому что нет инженера, работающего с его ПО, а сам диагност не может разобраться. Ни Маше, ни тёте Ире не назначают адекватное лечение.
  • Плохо обученная медсестра даёт лишний ток на новомодном аппарате физиотерапии и обжигает Маше ключицы.
  • Маша пишет жалобу в региональный Минздрав, но её никто не получит, потому что Маша пишет через сайт, а форма давно не сохраняет информацию в базу и не отправляет письмо ответственному.

Получается, что всё для информационного общества с крутым здравоохранением есть, а самого информационного общества нет — и эту проблему нужно решать. И хорошо, если у наших героинь самые простые болезни. Об остальном — страшно думать.

Конечно, мы давным-давно живём в информационном обществе, и информация стала и трудом, и капиталом, и средством производства. Однако за этим мы забыли, что общество — любое! — должно строиться на принципах интереса к человеку, антропоцентричности, человечности, стремления ко всеобщему благополучию и нормальному существованию. Информационное общество XXI века унаследовало черты промышленного, индустриального общества и особо не возвысилось над ним. Думается, что мы пока на этапе формирования, поэтому ошибки простительны. А вот что будет дальше, зависит прежде всего от нас, айтишников. Только вот мы об этом почти никогда не задумываемся.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр