Генетик Джордж Черч: исследовать далекий космос можно с помощью бактерий

В середине прошлого века математик Джон фон Нейман описал роботов, которые могут воспроизводить себя из материалов, взятых из окружающей среды. Пока их никто не построил, но биологические системы обладают поразительным потенциалом, когда речь заходит о самовоспроизводстве. Знаменитый генетик из Гарварда Джордж Чёрч, руководивший проектом расшифровки генома человека, опубликовал статью о возможностях бактерий исследовать далекий космос практически бесплатно.

Обычная бактерия весит около одного пикограмма. Самый легкий спутник, созданный до сих пор — 33 грамма. Возможность уменьшения массы зонда в 10–12 раз звучит весьма заманчиво. А благодаря достижениям современной генетики, в которой искушен Джордж Чёрч, бактерии могли бы выполнять разнообразные задачи, от переработки ядовитых отходов до излучения света, пишет Universe Today.

В основе аргументации Чёрча лежит сочетание цены и статистики. Цена — это наглядный показатель того, сколько стоит отправить на орбиту какой-либо материал. Пико-спутники исследователи могли бы отправлять триллионами по той же цене, что и один грамм обычного спутника.

Статистика определяет вероятность успеха полета к другой звездной системе. Поскольку человечество никогда еще этого не делало, шансы рассчитать трудно. Но ясно, что при релятивистских скоростях, которые позволят зонду добраться до системы за приемлемое время, случайное столкновение практически с любым объектом приведет к взрыву и концу миссии.

Но если в вашем распоряжении триллионы крошечных зондов, вероятность успеха существенно возрастает.

Каковы же возможности бактерий, по мнению автора? Теоретически, из единственной бактерии — или машины фон Неймана — можно сделать передающее устройство, которое смогут обнаружить астрономы с Земли. Для этого организм должен обладать свойством биолюминесценции или отражательной способностью. Сам биозонд может быть запрограммирован светиться после попадания в атмосферу экзопланеты. Также он мог бы даже посылать домой какую-нибудь информацию, меняя частоту импульса или длину волны света.

Пока все эти способности выходят за рамки возможного в биологии, признает Чёрч. Предстоит много сложной и интересной работы, неоднократно пишет он в статье.