Что такое Web 3.0, и почему он всем стал нужен

Автор: Даниил Шатухин. Последние несколько лет все чаще высказывается мнение о том, что нынешняя модель Интернета морально устарела и требует пересмотра: корпорации жадно собирают данные пользователей, устраивают цензуру и знают о юзерах больше, чем их ближайшие родственники. Лидеры мнений и индустрии предлагают свои идеи по формированию Web 3.0 и рассказывают о том, как сделать Сеть лучше и безопаснее.

В этой статье рассмотрим историю развития Интернета, выделим отличительные черты каждой эпохи и проанализируем то, что нам пророчат в ближайшем будущем.

Во-первых, важно отметить, что так называемые версии Интернета формировались со временем, постепенно. Не было четкого исторического перехода от Web 1.0 к Web 2.0. Вероятно, человечество ровно также не сможет моментально перейти на Web 3.0. Сеть развивалась, на веб-сайтах начинали появляться новые функции, Интернет пришел к новым концепциям и юзеры заметили, что они уже пользуются совершенно другой инфраструктурой. На этом этапе и описали идеи новой эпохи, а также подвели итоги прошлой.

Также сами концепции — условности, собранные влиятельной личностью. Как показывает история, чаще всего они возникали после сравнения сервисов и сайтов на предмет использования технологий.

Web 1.0

Само определение Web 1.0 вошло в обиход, как ни странно, после появления Web 2.0. Сравнение показало, что Интернет стал совершенно другим, и удалось выделить особенности и отличия прошлой «версии». Весь этап первой итерации Сети продлился с 1991 по 2004 год. Web 1.0 можно описать одной фразой — Read-Only (только чтение). Это же и объясняет основные концепции. У пользователей была возможность только просматривать страницы и взаимодействовать с контентом. В Интернете еще не были развиты возможности участия пользователей в создании контента, они только потребляли то, что оказывалось на веб-ресурсах. Никаких авторизаций, трекеров и регистраций.

Данные сайтов хранились на серверах в файловых системах и зачастую выдавались в том виде, в котором они были. Эта особенность вынуждала веб-местеров при добавлении новых страниц заново верстать те, что уже имелись, ради добавления ссылок. Для выравнивания контента применялись таблицы, на сайтах не было адаптивности и часто указывалось рекомендуемое разрешение, при котором вся информация открывалась бы корректно. Также не каждый сайт поддерживался всеми браузерами и веб-мастера размещали бейджи с логотипами тех веб-обозревателей, которые правильно работали с ресурсом.

veb1.pngТипичный сайт времен Web 1.0

Дизайн сайтов тоже был очень далек от нынешнего разнообразия и интерактивности. Многие сайты пренебрегали HTML-разметкой и выдавали пользователям «сырой» текст. CSS-стили были непопулярны среди разработчиков. На страницах преобладали яркие цвета и материальные текстуры, копирующие дерево, камни или металл. Для динамичности на сайтах размещали GIF-анимации, которые хоть как-то оживляли контент.

На закате эпохи Web 1.0 стали появляться форумы и чаты, которые позволяли пользователям самим участвовать в формировании контента. Но при этом компания Amazon с самого открытия своего сайта дала возможность клиентам оставлять отзывы на товары. В каком-то роде корпорация опередила время.

veb2.pngПринцип работы Web 1.0

Подводя итог, выделим основные черты Интернета эпохи Web 1.0:

  • этап продлился с 1991 по 2004 год;
  • сайты только для чтения;
  • отсутствие интерактивности и автоматизации;
  • минимальное участие пользователей в формировании контента;
  • примитивный дизайн;
  • веб-мастера публикуют материалы, а пользователи читают.

Web 2.0

В 2005 году американский издатель и активист движения за свободное программное обеспечение Тим О’Райли (Tim O’Reilly) опубликовалhttps://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html статью What Is Web 2.0. В материале О’Райли отметил, что в Сети начинает появляться все больше сайтов, объединенных идеями и единым принципом. В статье издатель четко разделил Web 1.0 и Web 2.0 и наметил вектор развития. Именно с помощью этой статьи до сих пор определяют ключевые принципы Сети «нового поколения».

Считается, что эпоха Web 2.0 началась в 2004 году и продолжается по сей день. Теперь в дело включились большие корпорации и пользователи. Первые взяли под контроль Сеть и начали строить онлайн-империи, а вторым позволили принимать участие в создании контента. Сам Web 2.0 работает по принципу Read/Write Web (чтение/запись в Сети).

В Интернет пришла повсеместная авторизация и возможность создать аккаунт практически на каждом сайте. Пользователи начали добровольно оставлять свои данные и давать согласие на сбор данных взамен на удобство и возможность пользования ресурсами. Компании же получили возможность зарабатывать на данных, продавая их рекламным агентствам, а некоторые открыли собственные, что помогло полностью сосредоточить прибыль в своих руках.

В Web 2.0 появились социальные функции: все больше ресурсов позволяет пользователям общаться между собой, обмениваться сообщениями и осуществлять звонки. К социализации можно отнести и персонализацию: юзеры могут по-особенному оформлять собственные профили, добавлять на страницы фотографии и записи, размещать видеоролики и статьи. Пользователи публикуют материалы и получают реакции и оценки от других юзеров в виде лайков и комментариев. Также стоит отметить, что сайты начали вводить системы рейтинга — Карму или Репутацию.

Изменения отразились и в дизайне. Внешний вид сайтов стал более приятным, стали преобладать округлые формы, простые точно подобранные цвета, дизайнеры начали обращать внимание не только на внешний вид, но и на удобство. Сайты стали более простыми, но не менее информативными. Появились сложные анимации, и ушла эпоха GIF. Несмотря на это, специалисты отмечают, что когда у каждого появилась возможность создаваться сайты, то в мир пришли шаблоны и это привело к однообразию. В целом отмечается, что в Web 2.0 преобладают паттерны, которые убивают индивидуальность и оригинальность сайтов. В обиход пришла типографика: текст на сайтах начал выделяться по мере значимости. Появились заголовки, подзаголовки, разные шрифты, подчеркивания и выделения. А сайты стали адаптивными: один и тот же веб-портал можно открыть как на десктопе, так и на смартфоне.

veb3.pngХабр — типичный представитель эпохи Web 2.0

veb4.pngПринцип работы Web 2.0

Разработка сайтов стала сложнее по сравнению с Web 1.0. Для удобства пользователей появились веб-службы, а данные начали передавать в форматах JSON или XML. Большая часть операций перешла на сервера компаний, и у юзеров отпала необходимость заботиться об обновлении данных и вычислительных мощностях. AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) позволил страницам не перезагружаться каждый раз, а асинхронно загружать только те данные, которые необходимы юзеру.

Интернетом эпохи Web 2.0 «правят» рекомендательные алгоритмы. В интересах корпораций — удерживать внимание пользователя на платформе, поэтому компании стремятся рекомендовать юзеру тот контент, который будет любопытен человеку. Алгоритмы учитывают множество факторов и работают практически везде, начиная с социальных сетей и заканчивая маркетплейсами. Именно поэтому, если два пользователя откроют, к примеру, главную страницу YouTube, то содержимое на ней будет кардинально различаться. В этом принципе видно еще одно отличие Web 2.0 от первой «версии» Сети, когда одну и ту же страницу просматривали тысячи пользователей.

Учитывая рост популярности социальных сетей и обилие контента, компании стали внимательнее относиться к публикуемой информации. На платформах появились строгие правила и модерация. Юзеры не контролируют публикуемый контент, а компании имеют право удалять те данные, которые нарушают правила.

Подводя итоги, Web 2.0 отличается от Web 1.0 следующим:

  • пользователи могут сами участвовать в жизни Интернета и наполнять его контентом;
  • крупные корпорации стали законодателями трендов и инициаторами изменений;
  • пользовательские данные стали «товаром» для рекламодателей, Web 2.0 можно описать фразой «эра таргетированной рекламы и недостатка приватности»;
  • развились и стали частью жизни пользователей социальные функции Сети;
  • пользователи не контролируют свои данные, и корпорации могут удалять неподходящий контент;
  • информация по-прежнему хранится на единых серверах и выдается по требованию.

Web 3.0

Основные концепции Web 3.0 обозначил. руководитель компании Netscape Джейсон Калаканис (Jason Calacanis).

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр