Что не так с китайским экономическим чудом, или почему оно закончилось?

Автор: king_nick. Еще совсем недавно, многие экономисты предрекали Китаю и китайской экономике большое будущее. Некоторые известные экономисты, такие как Рей Далио, вообще выпускали целые книги, объясняющие, что цикл верховенства США в мире закончен, и теперь пришло время Китаю вырваться вперед.

Этот рывок Китая вперед также часто называют «Китайским экономическим чудом», но сейчас, похоже, что эра этого «чуда» подходит к концу. В этой статье мы попробуем проанализировать некоторые факторы, являющиеся ключевыми для понимания общей картины, и попытаемся выяснить, что вообще происходит в экономике Китая сегодня.

Все данные взяты из открытых авторитетных источников, но так как я несколько лет прожил в Китае до пандемии, поэтому некоторые аспекты могут быть рассказаны в том числе и немного субъективно, с учетом моего опыта.

Стоит начать с того, что прогнозы всемирного банка не очень впечатляют – впервые с 90-го года темпы роста китайской экономики будут ниже, чем средние по Азии, менее 3% в год.

Последний британский губернатор Гонконга Крис Патент на этот счет заметил: “До относительно недавнего времени считалось что китайская экономика обгонит по размеру американскую к 2030 году, но сейчас некоторые считают, что она достигла пика”.

В СМИ замедление роста экономики Поднебесной обычно списывают на пандемию Covid-19 и «политику нулевой терпимости». Но вопрос на самом деле намного глубже, и предпосылки к замедлению были задолго до появления любителя перекусить злополучной летучей мышью.

Мы не будем останавливаться на всех проблемах, но разберем несколько ключевых, на мой взгляд, аспектов, достаточных для понимания проблем.

Раздутая и убыточная инфраструктура

Я думаю, практически все знают грандиозные китайские инфраструктурные проекты. Карту развития скоростных железных дорог поднебесной форсят в интернете уже более десяти лет, и очень часто сравнивают со своими странами, приводя Китай как пример. Забавно, как работает коллективное бессознательное, потому что подобные сравнения своей страны с Китаем я видел не только в российском, но и в английском сегменте интернета.

kitay1.pngКарта развития скоростных железных дорог КНР.

На первый взгляд кажется, что развитие сети железнодорожного транспорта является вполне логичной мерой, учитывая объемы населения КНР. Достаточно посмотреть, как выглядят железнодорожные вокзалы в новогодние февральские праздники, когда вся страна разъезжается с мест работы по домам.

Однажды мне посчастливилось оказаться на вокзале в праздник. Непередаваемые ощущения. Выглядит это примерно вот так, и длится 2–3 недели.

kitay2.pngВокзал Гуанчжоу в новогодние праздники

Проект строительства железных дорог начал развиваться после кризиса 2008 года, как попытка влить деньги в экономику и создать новые рабочие места. Это было классической мерой стимулирования экономики. Точно также, кстати, США после кризиса 30-х годов начал активно развивать свою сеть хай-веев по всей территории страны.

Кажется, что это идеальное решение очень многих проблем ведь мы одновременно:

  • Даем работу миллионам людей по всей стране;
  • Спасаем от банкротства целые отрасли, связанные с производством металла и бетона;
  • Решаем социальные вопросы передвижения населения по стране.

Но есть одна очень важная проблема. В какой-то момент мы всё достроим, а остановить конвейер может быть довольно болезненно, а значит нужно строить, строить и строить, соединяя уже не самые важные точки, где может не быть такого большого спроса.

kitay3.pngДепо скоростных поездов

Пассажирские железнодорожные перевозки — это кстати вообще малоприбыльное занятие. Можно вспомнить даже наш РЖД, который с каждым годом пытается урезать расходы и сокращать пригородное сообщение во многих регионах, получая тонны негатива взамен.

Но РЖД делает это не от жажды наживы, а потому что его подразделение ФПК (Федеральная Пассажирская Компания), занимающееся пассажирскими перевозками, является дотационным, не принося никакой прибыли. Плюсом ко всему стоит помнить, что население Китая хоть и богатеет год от года, но значительная его часть все еще не может позволить себе такие поездки.

И далеко не все знают, что проект скоростных китайских дорог является глубоко убыточным. Операционного дохода проекта не хватает, даже чтобы покрыть долги по кредитам перед крупными банками, государственными муниципальными структурами и публично выпущенными облигациями.

По состоянию на 2021 год общие обязательства китайских железных дорог составляли 5.9 трлн юаней, что примерно равно 4–5% ВВП Китая.

Ну и разумеется, ковид внес свою лепту в и без того не радостную картину. Из-за политики нулевой терпимости объем пассажирских перевозок значительно сократился. В качестве ответных мер китайское правительство объявило о стимулировании отраслей, пострадавших от ковида. Эти меры включали в себя разрешение китайским железным дорогам на выпуск облигаций суммой в 300 миллиардов юаней для строительства новых железных дорог, раздувая и без того глубоко убыточное предприятие.

Пока что эти решения не приносят больших проблем, но продолжаться бесконечно так не может. Что будет дальше, пока что непонятно, но в какой-то степени железная дорога Поднебесной напоминает финансовую пирамиду, основной целью которой является развитие ради развития без какой-либо прибыли. Но пирамида эта — стоимостью в 5 процентов ВВП.

И это даже не затрагивая тему проекта «Один пояс — один путь», в который вложены куда большие суммы, а он до сих пор не закончен. Проект может оказаться одним из самых убыточных во всей истории. Но здесь куда больше затронута политическая составляющая, и это тема отдельной статьи.

«Повеяло» ипотечным кризисом

В 2021 году весь мир резко заговорил о возможном дефолте крупнейшего застройщика в Китае — Evergrade. Но уже в первом квартале 2022-го тренд на снижение охватил весь китайский рынок: тогда общие продажи ста крупнейших застройщиков страны сократились вдвое.

Вообще, очень важно понимать, что рынок недвижимости в Китае довольно специфичен. Квартира играет огромную роль в показателе успешности мужчины, к тому же являясь одним из главных способов инвестиций. Для понимания, стоит держать в голове одну цифру: 70% всех сбережений жителей материкового Китая находятся в сфере недвижимости.

Цены на квартиру вас точно неприятно удивят. Небольшая квартира, площадью в 35 квадратов, в доме эконом-класса в спальном районе Пекина, по типу наших Шушар или Мытищ, до коронокризиса, обошлась бы примерно в 20 миллионов рублей.

kitay4.png

В последние десятилетия строительная отрасль в стране очень бурно развивалась. Застройщики брали кредиты на жилищное строительство, а реализовывали объекты еще на стадии строительства. Так, всего за 15 лет цены на жилье в Китае выросли в шесть раз. Однако стадия строительства — это еще неготовые проекты. Вышло так, что девелоперы сдали только 60% домов, которые предварительно продали с 2012 по 2020 годы.

Параллельно с ростом несданных объектов на китайском рынке рос и объем кредитования застройщиков, с которым попытались бороться китайские власти.

Чтобы снизить объем кредитования, правительство ввело ряд ограничений, среди которых постановление о «трех красных линиях». Пересечение хотя бы одной из них накладывает ограничение на девелопера, а, пересекая все три, компания оказывается отрезанной от кредитования до конца года.

Поскольку банки стали более критичны к выдаче кредитов для застройщиков, часть проектов на китайском рынке недвижимости оказалась замороженной. Из-за этого в стране пошла волна протеста: некоторые домовладельцы, не получившие свои квартиры, начали бойкотировать выплаты по ипотеке, которую к тому моменту платили уже несколько лет.

В июле 2022 года это затронуло 90 городов: по 300 жилищным проектам их владельцы отказались выплачивать кредиты. Согласно данным Bloomberg Intelligence, под угрозой оказались от 1,8 до 6,5% всех ипотечных кредитов в стране на сумму до 2 трлн. юаней.

Города-призраки

Города-призраки — это опять же довольно известная тема, довольно активно тиражируемая в социальных сетях.

kitay5.pngОдин из самых известных городов призраков — Ордос.

Первая ассоциация — это подобные фотографии. На первый взгляд кажется, что несколько небольших районов, которые выглядят как будто после апокалипсиса — это просто забавный пустяк, просчет градостроительных компаний. Но на самом деле дело обстоит несколько серьезнее. Эксперты говорят, что объем пустых квартир в КНР варьируется от 10 до 40 процентов. Это кстати довольно хорошо заметно. Меня всегда смущало, что спальные районы любого большого города Китая — это бесконечные ряды однотипных огромных башен по 20–30 этажей, но при этом, на улицах нет абсолютно никого, кроме патрулей полиции. В новых районах нет работы и достаточного объема инфраструктуры, и люди зачастую покупали там квартиры исключительно для вложения капитала, ведь деньги зарабатываются, а вкладывать их особо некуда, доступ на фондовый рынок закрыт для простых граждан, а как мы помним, цены на квартиры за 20 лет поднялись в 6 раз.

По данным на 2021 год, сейчас в Китае свободной жилой площади достаточно, чтобы разместить примерно 90 миллионов человек. Это, кстати, больше половины населения России.

Государство против IT. Си против Ма

Если вы когда-то были в Китае, то наверное знаете, что там практически нет оплаты картой в привычном нам понимании. И возможно вы знаете, что местные банки — это просто ад.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Хабр