Ученые разработали новую форму противоракового лекарства на основе наночастиц

Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы создали новую форму лекарственного препарата оксалиплатина для терапии онкологических заболеваний. Основа инновационной разработки – биосовместимые наночастицы из блок-сополимеров лактида и оксида этилена.

Ученые показали, что, управляя молекулярным составом этого полимера, можно получать частицы с заданными свойствами и регулируемым содержанием лекарственного препарата. В перспективе данная разработка может найти применение для лечения рака прямой кишки, рака яичников, а также немелкоклеточного рака легких.

Результаты этого исследования опубликованы в журнале Molecules.

«Носитель для доставки лекарства в первую очередь должен быть безопасным для человека. Наши наночастицы из блок-сополимеров лактида и оксида этилена удовлетворяют данному требованию: они нетоксичны, биосовместимы и биоразлагаемы. Более того, блок-сополимеры, составляющие основу частиц, уже одобрены для использования в клинической практике, что является несомненным преимуществом для выхода на фармацевтический рынок», – пояснила научный сотрудник Отдела нанобиоматериалов и структур НИЦ «Курчатовский институт» Екатерина Разуваева.

Помимо этого, разработанные полимерные частицы обладают и другими важными для лекарственного носителя свойствами. Диаметр наночастиц варьируется от 32 до 56 нм. Благодаря таким размерам они способны адресно доставлять лекарство в опухоль по механизму пассивного нацеливания. Посредством изменения молекулярного состава полимера специалисты смогли не только варьировать размер наночастиц, но и контролировать количество загруженного в них лекарственного препарата. В результате им удалось заключить в полимерные носители достаточно высокие дозы действующего вещества. Поскольку используемый полимер является биоразлагаемым, после высвобождения лекарства он постепенно выводится из организма.

Для того чтобы заключить противораковое лекарство в полимерную частицу, ученые выбрали метод нанопреципитации. Он прост в осуществлении и не требует использования сложного оборудования, что будет еще одним преимуществом в случае выхода препарата на фармацевтический рынок. В планы ученых входит дальнейшее испытание разработки на клеточных линиях, а затем и на животных.

В работе приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт», МГУ им. М.В. Ломоносова и ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 18–73–10079 «Биоразлагаемые полимерные наночастицы с регулируемой структурой и свойствами для направленной доставки противораковых агентов».