Ученые провели крупнейшее генетическое исследование сверхдолгожителей

Согласно исследованию, опубликованному в eLife, люди, которые живут более 105 лет, как правило, имеют уникальный генетический фон. Ученые впервые расшифровали геномы людей с «экстремальным долголетием» с беспрецедентной детальностью. Как уверяют авторы нового исследования, это объясняет, почему некоторые представители человечества живут более 105 лет и сумели избежать возрастных заболеваний.

«Старение является общим фактором риска для нескольких хронических заболеваний и состояний, — объясняет Паоло Гараньяни, доцент кафедры экспериментальной и диагностической медицины Болонского университета, Италия, и первый автор исследования. — Мы решили изучить генетику группы людей, которые жили старше 105 лет, и сравнить их с группой молодых людей из того же района Италии».

В когорте старше столетия обычно выявлялись пять конкретных генетических изменений, сосредоточенных вокруг двух генов — STK17A и COA1. STK17A участвует в процессах ответа на повреждение ДНК. Как известно, с возрастом механизмы восстановления макромолекул в организме становятся все менее эффективными. Накопленные повреждения ДНК, как известно, ответственны за некоторые признаки старения. Именно поэтому повышенная экспрессия STK17A способствует здоровому старению, сохраняя процессы восстановления дезоксирибонуклеиновая кислоты в пожилом возрасте.

Также было обнаружено снижение экспрессии COA1 у пожилых людей. В свою очередь, этот ген играет роль в коммуникации между ядром клетки и митохондриями.

Исследователи также обнаружили, что у сверхдолгожителей обнаружен неожиданно низкий уровень мутаций соматических генов. Обычно они накапливаются по мере взросления. Остается непонятным, почему пожилые люди избегали возрастного экспоненциального роста, обычно наблюдаемого при таких мутациях.